Михайловский дворец - Корпус Бенуа
Михайловский дворец
Начало его истории связано с рождением великого князя Михаила. Тогда, в 1798 году, император Павел I повелел откладывать ежегодно несколько сотен тысяч рублей на постройку в будущем для своего младшего сына дворца, который роскошью и комфортом соответствовал бы величию и вкусам императорской фамилии.
Августейшему родителю не довелось увидеть воплощение своего замысла — спустя три года жизнь и царствование его трагически и безвременно были оборваны дворцовым переворотом. Но воля государя исполнялась исправно, и денежные суммы отчислялись регулярно. Когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, а накопленная сумма достигла 9 миллионов, началось строительство дворца. 17 апреля 1819 года император Александр I, старший брат Михаила Павловича, установил в основание фундамента нового дворца каменный ковчег с серебряными монетами и заложил серебряную доску с памятной надписью.
Автором проекта и строителем дворца был архитектор Карл Иванович Росси (1775-1849) — гениальный зодчий, создатель крупнейших архитектурных ансамблей в стиле ампир, завершивших застройку центральной части Петербурга во втором — третьем десятилетии XIX века. Именно они задают архитектурный масштаб и ритмы, соразмерные и созвучные широкому равнинному пространству, «Невы державному теченью», протяженным грядам невысоких облаков над северной столицей.
Подлинной жемчужиной среди творений великого Росси является градостроительный комплекс, центром которого стал Михайловский дворец. Архитектору удалось достичь здесь высшей степени гармоничности сочетания дворцового здания с ландшафтным и архитектурным окружением. Коренная перепланировка обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями Третьего Летнего сада, примыкавшего к Михайловскому замку Павла I, позволила К.Росси связать Михайловской улицей площадь перед зданием Михайловского дворца с центральной магистралью города — Невским проспектом. Тем самым открылся удивительно эффектный вид на главный дворцовый фасад со стройным и изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.
Ничуть не менее красив, хотя, может быть, и менее известен противоположный фасад, выходящий в Михайловский сад. Замечательным образом сочетается в нем парадная торжественность дворца и камерность парковой постройки, гармоничная соразмерность всех частей и великолепная, чуть тяжеловатая монументальность, заставляющая вспомнить, может быть, о влиянии воспитателя и учителя К. Росси — архитектора В. Бренна, строившего для Павла I Михайловский замок.
«Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры», — писал английский ученый Гренвиль, посетивший Россию в 1826 году, — он «не только превосходит все виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде».
В создании скульптурного, живописного, лепного, резного и прочего убранства Михайловского дворца принимали участие выдающиеся скульпторы В. Демут-Малиновский и С.Пименов, живописцы П. и Дж. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Брюлло, лепные мастера Н. и С. Саегины, резчики В. Захаров и В.Бобков, известные мастера Тарасовы (резчики, паркетчики, столяры) и многие другие мастеровые люди.
К. Росси продумывал и прорабатывал в эскизах буквально все: от чугунной решетки с излюбленной им военной атрибутикой в убранстве ворот — до планировки парка, от решения градостроительной задачи — до прорисовки узоров наборного паркета в дворцовых помещениях.
Внешний вид главного здания и западного флигеля дворца сохранился до наших дней практически без изменений. Из интерьеров в настоящее время лишь два могут дать полное представление о таланте архитектора и его первоначальном замысле, о былом великолепии великокняжеских покоев — это главный вестибюль и Белый зал. Оба они — подлинные шедевры искусства классического интерьера.
Великолепен главный вестибюль с широкой парадной лестницей, разветвляющейся на два марша, которые ведут на галерею второго этажа, украшенную 18 грандиозными колоннами коринфского ордера.
Совершенство и удивительную соразмерность всех элементов демонстрирует Белый зал, расположенный в центре анфилады второго этажа и представляющий уникальный петербургский дворцовый интерьер первой четверти XIX века. Несмотря на утраты, понесенные в связи с переделками при приспособлении здания под музей, здесь сохранилось живописное и скульптурное убранство зала и подлинная мебель, созданная по эскизам К. Росси, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Любопытно, что художественное совершенство Белого зала расценивалось современниками столь высоко, что было решено преподнести его модель в подарок английскому королю Георгу IV.
«На приготовление модели с большой белой гостиной комнаты <...> для отправления оной к королю английскому, — гласило царское предписание, — выдать <...> архитектору Росси пять тысяч рублей на задатки художникам и мастерам». Модель Белого зала, исполненная по чертежу К. Росси, была доставлена по назначению, и, судя по тому, что доставивший ее резчик И. Тарасов был награжден королем «в знак особого благоволения» Большой Королевской медалью, — произвела впечатление.
После смерти великого князя Михаила Павловича, последовавшей в 1849 году, на смену феерической роскоши великосветских балов пришла более утонченная атмосфера артистического салона великой княгини Елены Павловны. Здесь собирались столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, музыканты и композиторы, ученые, писатели. Здесь зарождалось Русское музыкальное Общество, а затем и первая в России консерватория.
В конце XIX столетия дворец унаследовала великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, впоследствии завещавшая дворец своим детям — сыновьям, принцам Георгу и Михаилу Мекленбургcким, и дочери, принцессе Елене Саксен-Альтенбургской.
Поскольку Михайловский дворец был принадлежностью дома Романовых, а наследники являлись германскими подданными, Александр III счел необходимым исправить это положение, выкупив дворец в казну. Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II.
Через некоторое время после кончины Александра III последовал Императорский Указ от 20 января 1895 года о выкупе в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими ему флигелями, службами и садом — за 4 миллиона рублей серебром. Судьба здания была окончательно решена 13 апреля 1895 года, когда Именным Указом Николай II учредил «Русский Музей Императора Александра III» и передал для его устройства весь комплекс Михайловского дворца.
Так, наконец, слились воедино давно уже искавшая воплощения идея создания государственного музея отечественного изобразительного искусства и судьба дворца, словно ожидавшего своего истинного, не суетного предназначения. И в его стенах началась новая, уже музейная жизнь.
Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.
Высочайшим решением была образована особая Комиссия, в задачи которой входило выяснение объема всех необходимых во дворце ремонтных работ и надзор за их производством, выбор исполнителей, согласование цен и контроль за бережным расходованием выделенных средств.
В течение первых трех лет со дня основания музея производилась переделка большинства интерьеров и перестройки, связанные с необходимостью совместить дворцовое великолепие с функциональными задачами музейной экспозиции.
Эта непростая миссия, заранее обрекавшая исполнителя на отнюдь не однозначную оценку многих современников и потомков, выпала на долю В. Свиньина (1865-1939), молодого и энергичного архитектора Академии Художеств, назначенного решением Комиссии на должность производителя работ. Архитектор также был включен в состав Комиссии, но без права голоса. Таким образом, все работы, выполнявшиеся в здании Михайловского дворца по проекту В. Свиньина, от мелкого ремонта до исправлений капитального характера, представлялись на заключение Комиссии и утверждались Высочайшим Управляющим.
Тем не менее, за два с половиной года в стенах Михайловского дворца было построено помещение Художественного отдела Императорского Русского музея. Переделки были выполнены быстро, прочно и экономно. Достаточно сказать, что на выполнение огромного объема капитальных работ (вместе с технической реконструкцией здания), а также на реставрационные и отделочные работы было истрачено всего пятьсот сорок тысяч рублей.
А. Половцов, автор одного из первых путеводителей по Русскому музею, откровенно восхищался хозяйственной рачительностью и экономностью В. Свиньина, которые позволили уложиться в такую сумму, сохранив при этом и основные первоначальные планировки, и все исторические примеры отделки интерьеров дворца и необходимую целостность его архитектурного декора.
В. Пушкарев, возглавлявший Государственный Русский музей на протяжении 1950- 1970-х годов, писал об этом более сдержанно: «Свиньина часто упрекали за то, что он видоизменил многие помещения, приспосабливая их к музейным нуждам. Между тем перед ним стояла весьма сложная задача. Нужно было дворцовые комнаты <...>, предназначенные для частной жизни, превратить в залы общественного назначения, удобные для показа картин и скульптур. … Мы должны признать, что архитектор подошел к решению задачи весьма корректно…».
Как бы то ни было, даже и после произведенных В. Свиньиным перестроек, сохранивших отдельные уникальные интерьеры и оставивших нетронутым общий архитектурный облик здания, Михайловский дворец остался поистине драгоценным обрамлением для драгоценных коллекций.
Корпус Бенуа
Проект корпуса Бенуа был исполнен в 1910-1912 годах архитекторами Л.Н. Бенуа и С.О. Овсянниковым. Первоначально здание предназначалось для устройства выставок различных художественных объединений и союзов. Его закладка состоялась 27 июня 1914 года, но начавшаяся война приостановила работы, и строительство было закончено только в 1919 году. Русскому музею корпус Бенуа был передан в начале 30-х годов.
С тех пор в нем разместились постоянные экспозиции искусства конца ХIХ - начала ХХI века, а также залы для временных выставок.
В послевоенный период специальный переход соединил постройки Росси с корпусом Бенуа.
|