Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский прокомментировал рецензию на выставку "Россия. Реализм. XXI век"

Признаю естественное право художественного критика на высказывания любой степени остроты и откровенности. Но вовсе не хочу отказываться и от своего профессионального права высказать свое мнение по поводу этой статьи - её существу и форме. Сразу скажу - устроители выставки вовсе не нуждаются в защите. Они нуждаются в понимании. Поэтому я и хочу высказать свое понимание выставки и критической реакции на неё. Реактуализация реализма в разных его изводах и содержательных нюансах является объективной реальностью художественного процесса. После долгих лет развития концептуального формата с его истончением материального плана и  активизацией разного рода идеологем приходит пора репрезентации мира в фигуративистских и реалистических (кто хочет - берет это слово в кавычки) формах. Кураторы во всем мире - каждый по своему - стремятся отследить этот процесс. В Русском музее с его традиционным вниманием к реализму относятся к этому процессу с особым  интересом. Он реализуется не только в данной выставке. Существуют и другие экспозиции близкой направленности - в частности, посвященные сюжету, нарративности. Устроители  выставки «Россия. Реализм. ХХI век» поставили более масштабную задачу: показать новые реализмы как некую мировоззренческую оптику. Они концентрируют внимание зрителей на линзы, составные  части этой оптики. Линза постмодернистски остранняющая. Линза  академического  канона. Линза телесного. Линза примитивизирующе  перечислительного, фиксирующая реальность как сумму предметностей. Линза социального. Линза умозрительного... Авторы выставки не настаивают на совмещении этих линз с целью  предельной фокусировки, создания некого окончательного вывода,  что есть реализм наступившего века. Они показывают реальность в последовательной смене линз. То есть показывают динамику становления нового реализма. Масштабная задача решена масштабно - с привлечением многих художников, как известных, так и начинающих. С мобилизацией самых разных  источников - галерей, собраний, мастерских художников. Таково моё видение выставки и проблемы, которая за ней стоит. Ну а что стоит за неприятием выставки художественным критиком? Судя по тексту, А.Толстовой (и не только ей - сходные суждения можно найти в рецензиях других авторов по поводу других выставок близкой направленности)  само обращение к проблематике «реализмов» видится как дань политической конъюнктуре, осуществлению госзаказа и пр. За этой «реализмобоязнью» стоит определенный негативный опыт нашей общей истории. Однако переносить его целиком на сегодняшнюю выставочную деятельность представляется мне той же  конъюнктурой, просто другого извода. Мне трудно представить существование некого штаба, вынашивающего планы   перевода современного искусства на рельсы реализма.  И уж тем более, представить своих коллег в этом штабном качестве. Впрочем, полагаю, автор имеет право и на роль следопыта, отслеживающего конспирологические связи между экспозиционной политикой и идейными последователями «ждановского  культа» во власти. Другое дело, что согласиться с тем, что обращение к реализму вообще внеположено современному искусству в силу упомянутых выше опасений, - я не могу.

 
Вот такой мне видится ситуация вокруг выставки по существу. Теперь - по форме. Она более всего меня тревожит. Если устроители выставки избегают «окончательных выводов» касательно новых реализмов, то автор, похоже, имеет твердое мнение по поводу намерений самих устроителей выставки. Видимо, настолько окончательное, что оно просто не даёт ему углубиться в содержание их работы. Вместо этого он противопоставляет одни отделы музея - другим, уверенно раскассирует галереи (на приличные и нет), сталкивает лбами художников. Тем институциям  и художникам, которые  участвуют в выставке, это «не делает чести», соответственно, неучаствующие  этой самой честью обладают. 
 
Мне представляется подобная авторизация, присвоение  «честных правил» позицией высокомерной и несколько комичной.   С другой стороны, негативные реакции всегда прибавляют  художественному событию  общественный интерес. Так что приходите, выставка того стоит.
 
А.Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея