Италия - неиссякаемый
источник очарования, вдохновения и образования для местных жителей и иностранцев,
посещавших эту сокровищницу мировой культуры во все времена. Путешественники, в
том числе русские художники и ученые, находили здесь не только античную классику,
но и образцы самых разных эпох и стилей искусства, способствующие поиску новых форм
и путей развития национальной архитектуры, основанных на изучении известных
памятников прошлого. Обязательными приобретениями в этих поездках середины XIX - начала XX вв. были фотографии, запечатлевшие
виды древней страны. Эти отпечатки, несомненно, отражали приоритеты и вкусы
путешествующих, многие из которых активно фотографировали сами, а потому
выбирали наиболее характерные и ценные снимки увиденных достопримечательностей
и ландшафтов. Именно так и были собраны во второй половине XIX - начале XX вв. членами Императорского Русского
археологического общества - кн. Г.Г. Гагариным (1810-1893), П.П. Покрышкиным
(1870-1922), К.К. Романовым (1882-1942) - личные коллекции уникальных итальянских
фотографий второй половины XIX
столетия, хранящиеся ныне в собрании Русского музея. Представленные на выставке
образцы этих фотоотпечатков (около 115 работ) отражают творческую
деятельность знаменитых итальянских мастеров светописи (Д.Инкорпора, братья Алинари, Д. и К. Броджи, К. Найя, П. Сальвиати,
Дж. Бруно, Э. ван Линт, П. Довициелли), неизвестных профессионалов этого вида
искусства, а также иностранцев, работавших на Апеннинском полуострове и
считавших его своей второй родиной: Дж. и Д. Андерсоны, Дж. Соммер, А. Ноак. Очарованные
Красотой и Гармонией Италии, не исчезнувшими в прозе современного бытия, фотографы
без устали тиражировали ее образы, учитывая запросы специалистов и широкой
публики, способствуя популяризации страны.
Обращение к чарующим и величественным образам
«страны высоких вдохновений», ее истории, культуре, видам и жанрам
изобразительного искусства тем более актуально в проходящий год туризма между
Россией и Италией.