Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ В РОССИИ. XVII – XIX век

  • АДРИАН ШХОНЕБЕК. Военный корабль, именуемый «Молящийся святой Петр» («Предестинация»). Вид с кормы. 1700–1701. По собственному рисунку. Офорт. 51,2 х 59,3. Оттиск второй половины XVIII века (до 1766). ГРМ.
  • АФАНАСИЙ ТРУХМЕНСКИЙ. Царь Давид. 1680. Фронтиспис книги Симеона Полоцкого «Псалтырь рифмотворная» (М.: Верхняя типография, 1680). По рисунку С. Ушакова. Офорт, резец, сухая игла. ГРМ
  • ФЕДОР ТОЛСТОЙ. Иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» Душенька в саду. Лист № XLIX. 1839. Офорт, резец. 38,8 х 57. ГРМ
  • АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Рисунки, сочиненные и гравированные Алексеем Егоровым, Императорской Академии Художеств профессором и кавалером в Санкт-Петербурге, 1814. Истязание Спасителя. 1814. По собственному рисунку. 1811–1814. Офорт, мягкий лак. 34,6 х 29,1. ГРМ
  • ЕЛИСЕЙ КОШКИН. Портрет доктора медицины Д. Г. Самойловича. 1785/ С барельефа Ф. Ф. Щедрина (1784). Офорт, резец. ГРМ.
  • НИКОЛАЙ УТКИН. Портрет А. Б. Куракина. 1812. С оригинала Ж.-Б. Реньо Офорт, резец. 46,9 х 33,7. ГРМ
  • Посмотреть
    остальные
    иллюстрации
11 июля - 14 октября 2013
Михайловский замок

Изобретение гравюры на металле ознаменовало начало целой эпохи в истории гравировального искусства благодаря ее богатому художественному и техническому потенциалу. Гравюра как изображение, отпечатанное на бумаге (реже - на ткани или коже), известна Западной Европе с XV века. В России же она появляется почти два века спустя - в середине XVII столетия. Термин «гравюра» происходит от французского gravure и немецкого graben - копать или французского graver - вырезать, создавать рельеф. Определение «гравюра на металле» относится к целой группе техник глубокой печати. Их объединяет то, что в качестве клише - формы для печати, используют металлические пластины (медь, сталь, цинк). Однако технический процесс и, главное, изобразительные особенности и возможности этих техник весьма разнообразны и специфичны. В основе гравирования на металле лежит принцип печати, суть которого заключается в том, что линии рисунка вырезаются, вынимаются из поверхности доски специальными инструментами и представляют собой углубленные бороздки, в которые и забивается краска.

Гравюре принадлежало важное место в отечественном искусстве вплоть до начала XX века, когда в российском обществе существовала потребность в тиражных воспроизведениях с различных изобразительных оригиналов. Однако история развития и особенности гравюры на металле до сих пор мало известны широкому зрителю. Выставка впервые столь полно и многогранно представит этот вид искусства и многообразие его техник на примере произведений XVII-XIX веков из собрания Русского музея. Также  экспонируются доски и инструменты, которые использовались художниками в процессе создания гравюр.

Выставка организована при поддержке ОАО «Северсталь»