Изобретение
гравюры на металле ознаменовало начало целой эпохи в истории гравировального
искусства благодаря ее богатому художественному и техническому потенциалу.
Гравюра как изображение, отпечатанное на бумаге (реже - на ткани или коже),
известна Западной Европе с XV века. В России же она появляется почти два века
спустя - в середине XVII столетия. Термин «гравюра» происходит от французского gravure
и немецкого graben - копать или французского graver -
вырезать, создавать рельеф. Определение «гравюра на металле» относится к целой
группе техник глубокой печати. Их объединяет то, что в качестве клише - формы
для печати, используют металлические пластины (медь, сталь, цинк). Однако
технический процесс и, главное, изобразительные особенности и возможности этих
техник весьма разнообразны и специфичны. В основе гравирования на металле лежит
принцип печати, суть которого заключается в том, что линии рисунка вырезаются,
вынимаются из поверхности доски специальными инструментами и представляют собой
углубленные бороздки, в которые и забивается краска. Гравюре принадлежало важное
место в отечественном искусстве вплоть до начала XX века, когда в российском
обществе существовала потребность в тиражных воспроизведениях с различных
изобразительных оригиналов. Однако история развития и особенности гравюры на
металле до сих пор мало известны широкому зрителю. Выставка впервые столь полно
и многогранно представит этот вид искусства и многообразие его техник на
примере произведений XVII-XIX веков из
собрания Русского музея. Также
экспонируются доски и инструменты, которые использовались художниками в
процессе создания гравюр. Выставка организована при поддержке ОАО
«Северсталь»
|
|