Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Искусство 1960-1985 в Советском союзе

27 апреля - 30 октября 2006
Корпус Бенуа

Выставкой "Время перемен. Советское искусство 1960-1985" Русский музей впервые объединяет и масштабно представляет зрителю несколько пластов изобразительного искусства, существовавших в одно время, но определявших разные мировоззрения советских людей в период перед перестройкой. В состав экспозиции вошли типичные произведения 1960-1985 годов из собрания Русского музея, а также фондов, частных коллекций и художников. Нынешняя выставка продолжает цикл проектов Русского музея, посвященных искусству крупных исторических эпох. 1960-1985 годы - время между так называемой оттепелью и началом перестройки. Завершился долгий период сталинского тоталитаризма, и началась эпоха постепенной либерализации всех форм советской жизни. Этот процесс проходил непросто. Идеологию, воспитываемую десятилетиями, трудно было изменить сразу. Мучительный выход советского общества из оков закрытости от мира был заметен в разных видах творческой деятельности. В изобразительном искусстве его драматизм проявился в противоборстве нескольких сил. Первую определяли те, кто, слегка поменяв форму, по существу следовали заветам социалистического реализма. В другую группу можно отнести тех, кто соответствовал настроениям "оттепели", тогдашнему пониманию сюжетного и изобразительного новаторства. Нередко эти два лагеря экспонировали свои произведения на одних и тех же огромных и помпезных выставках под названиями, подобными таким как "Страна родная", "Наш современник" и другие. Официальные власти относились к мастерам этого круга по-разному. Кто-то был ими обласкан; других - поругивали; третьих - ругали в прессе, отражавшей, как и всегда, чью-то волю. Существовала в эти более чем два десятилетия и третья сила - художники, официально не признаваемые. Как правило, они не писали на темы советской действительности. Их творческие устремления были связаны с поисками художественных приемов, соответствовавших середине XX века. Они пытались осовременить язык живописи, графики, скульптуры, приблизив его к мировым достижениям своего времени. Для Советского Союза, где с конца 1920-х годов искусство находилось в жестких рамках социалистического реализма, этот прыжок в стилистическую и тематическую свободу был равен своего рода предательству. И художники, выбиравшие этот путь, платили за свою дерзость. Их произведения не допускались на выставки. Самостоятельные художественные акции, которыми они стремились заявить о себе, не просто блокировались, они преследовались. Так случилось, к примеру, с импровизированной экспозицией, организованной в Москве, на пустыре рядом с метро "Беляево", где бульдозерами давили произведения искусства. Чтобы показывать свои работы публике, художники Москвы и Ленинграда устраивали экспозиции во Дворцах культуры, но главное - в квартирах. Они были недолгими и всегда контролировались КГБ. Иногда партийные лидеры удостаивали вниманием деятелей неофициального искусства. Но завершалось это, как правило, тем, что все средства массовых коммуникаций клеймили их за формализм, отщепенчество и преклонение перед Западом. И все же, несмотря на неприятие официальными властями, критикой и прессой, не только в эпоху Никиты Хрущева, но и Леонида Брежнева, на выставки, организуемые "изгоями", стояли очереди, как на выступления Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского. Художники, не допускавшиеся на официальные выставки, становились в глазах общественности героями своеобразного подполья. Не случайно их творчество получило название нонконформизм или советский андеграунд. Их произведения были созвучны песням Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича. К этому же слою художников относились и некоторые из тех, кто зарабатывал на жизнь в издательствах или других организациях, формально состоял в Союзе художников, но духовно и творчески был близок андеграунду. Открывшаяся выставка подготовлена Русским музеем совместно с Фондом культуры "Екатерина" (Москва). Мы приносим нашу искреннюю благодарность художникам и коллекционерам, предоставившим произведения для экспонирования. Особая наша признательность Михаилу Краснову и всем тем организациям, кто способствовал реализации этого проекта. К выставке издан каталог на русском и английском языках 30 октября выставка работает до 14.00 Выставка подготовлена при поддержке компанией Бритиш Американ Тобакко Россия и при участии Фонда культуры "Екатерина" (Москва).