Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Маркус Толльманн

01 сентября - 03 октября 2005
Мраморный дворец

Впервые в Русском музее открылась монографическая выставка немецкого художника Маркуса Толльманна. На экспозиции представлено около 200 работ, среди которых произведения живописи, графики и скульптуры, охватывающие разные периоды творчества мастера с 1990-х годов по настоящее время. Маркус Толльманн родился в 1963 году в городе Буер в Германии. В 1978-1980 годах учился у Йозефа Бойса, работал с Фрэнсисом Бэконом в его лондонской мастерской, многое воспринял у своего отца, художника Гюнтера Толльманна. В 1982 году открылась первая выставка его работ в бременской галерее Остертор, а в 1984 году — первая собственная галерея в Бремене. Регулярно — почти ежегодно — Маркус Толльманн участвует в выставках и крупнейших европейских художественных ярмарках. Творчество Маркуса Толльманна условно можно разделить на несколько периодов, каждый из которых представлен на выставке. Живопись и графика 1990-х годов пронизаны ощущением неуемной жажды жизни и откровенным стремлением к гедонизму, а с конца 1990-х в искусстве Толльманна возникают два направления, которые прослеживаются до настоящего времени. С одной стороны, это обращение к фигуративному видению, с другой, откровенная игра визуальными кодами позднего модернизма. У истоков первого направления — такие работы, как "Gebrtsfreuden" (1995), "Erklarung" (2000), "Chinesian — Ruben" (1999). У истоков второго — "Lambada" (1988), "Liegender Akt" (1990), а также многочисленные работы на темы цирка, марионеток, кукол. Оба направления сосуществуют в творчестве Толльманна и в 2000-е годы. Но особого драматизма, "разорванности" сознания при этом нет: Толльманну равно дорого и непосредственно видимое, данное в живых ощущениях, и существующее в кодах культуры, связанное с художественной оптикой столетия. Одни работы демонстрируют состояние внутренней уравновешенности ("Maler mit Model", 2004; "Geschwister",2004; "Schneiderpaar"2004), другие сообщают внутреннее напряжение — "Strippoker",1990; "Interview",1999; и пр., а некоторые осознанно работают "на разрыв", на деконструкцию. Искусство Толльманна можно рассматривать как парад свободы в самом широком смысле — свободы, как от диктатуры единого стиля, так и от характерной для современного искусства боязни подражания. Работы мастера создают впечатление оптимизма, яркости, роскоши, они полны пульсирующей жизни и задора. К выставке издан каталог