Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Илларион Голицын
Живопись, графика, скульптура из собрания Русского музея

17 марта - 11 апреля 2005
Мраморный дворец

Выставка знакомит с творчеством московского художника Иллариона Владимировича Голицына, работы которого в течение нескольких десятилетий собирались в коллекцию Русского музея. Подбор произведений, представленных на выставке, позволяет зрителю оценить не только "постоянство глубинной темы художника", но и "целостность миропонимания, единство творческой личности", редкие качества в современном искусстве. В состав экспозиции вошло 12 произведений живописи, 15 гравюры, 15 рисунка и 2 скульптуры. Илларион Голицын родился в 1928 году в Москве, но через три года, после ареста отца, семья художника переехала в город Дмитров. В 1946-1953 годы Илларион Голицын учился в Московском высшем художественно-промышленном училище, в 1957 году изучал технику офорта в студии им. И.И.Нивинского. Знакомство художника с В.А.Фаворским и И.С.Ефимовым 1950 году стало переломным моментом в его жизни. Илларион Голицын вошел в круг Фаворского и навсегда принял эстетические и нравственные нормы, лежащие в основе безупречного профессионализма, который культивировался в "новогиреевском доме", бережно сохранявшем традиции русской художественной культуры независимо от того, "какое тысячелетье на дворе". В 1960-е годы Илларион Голицын работает в линогравюре и ксилографии. Лирическое дарование художника нашло совершенные формы выражения, - его работы пронизаны светом, растворяющим ненужные детали. Мастер виртуозно пользуется классическими приемами ("черное на белом" и "белое на черном"), постоянно меняет их местами, поэтому изображение то усиливается жесткой линией, то истаивает на глазах. Лучшие гравюры художника, принадлежащие эпохе "сурового стиля", стали его самым поэтическим воплощением. В 1970-е годы Иллариона Голицына более занимает рисунок. В это время на смену громогласной "манежной" форме, ориентированной на большие выставочные пространства, приходит "тихая графика", подчеркнувшая новые черты в характере графического искусства. И оказалось, что рисунки художника легко и естественно отзываются на тихий призыв времени. В 1980-е и 1990-е годы предпочтение мастера отдано акварели и живописи. Цветовая гамма во многом определялась излюбленными сюжетами - интерьерами и портретами, связанными темой исторической памяти.