Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Наталия Савинова. Керамика
(Из серии "Петербургские керамисты")

05 ноября - 14 декабря 2003
Корпус Бенуа

На персональной выставке Наталии Савиновой представлены как произведения из собрания Государственного Русского музея, уже ставшие классикой российской керамики, так и работы последних лет из коллекции самой художницы, ранее не выставлявшиеся. Работы Наталии Савиновой, одной из ведущих художников петербургской керамической школы 1970-х годов, тяготеют к камерности и гармоничной лирике, отражая взаимоотношения автора с окружающим миром. Выставка продолжает цикл экспозиций, посвящённых современному отечественному искусству. С 1967 года, будучи студенткой 3 курса кафедры керамики художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, Наталия Савинова принимает участие в большинстве ленинградских и союзных выставках, экспонируется в Италии, Франции, Германии, Венгрии, Чили, Польше. С 1973 года Савинова является членом Союза художников СССР - России, награждена дипломом, а в 2000 году - серебряной медалью Российской Академии художеств. Постоянно экспериментируя с материалом, Наталия Савинова часто одновременно использует различные глазури, эмали, соли и люстры, придающие изображению особую игру красок - от густых тяжёлых тонов до почти прозрачных воздушных. Сочетание часто нарочитой грубости керамики, имитирующей подчас фактуру древесины или камня, и изящности росписи, несущей в себе как живописное, так и графическое начало, сообщает работам художницы неповторимость и своеобразие, а использование искусственной подсветки, выхватывающей отдельные элементы произведения, привносит камерность и интимность. В работах последнего времени в сочетании с подсветкой получили распространение зеркала или полированный металл, создающие ирреальную двойственность отражения, потусторонний мир Зазеркалья. Сюжеты произведений Наталии Савиновой также многолики. Так, в основном, для ранних работ (сервиз "Гроза",1975; композиция "Хорошее лето в Казантипе", 1982-1983) присуще обращение к воспоминаниям, связанным с семьей, путешествиями, близкими людьми. Как говорит художница: "Хочется замкнуться в небольшом пространстве сцены, которая увидена и почувствована давно, ещё в детстве". Другой, не менее важной темой, появляющейся в более поздних произведениях, является образ ангела (композиция "Белые ночи", 1989-1991). Грустные и веселые, счастливые и меланхоличные златовласые ангелы Савиновой не походят на канонический образ бесстрастного воина света. Они "очеловечены", переживая и, одновременно сопереживая со зрителем. Наконец, ещё одним важнейшим символом в творчестве Наталии Савиновой последних лет являются часы (композиция "Рождество", 1999; ваза "Отдых", 2000). К образу часов художники обращались и ранее, но именно ей удаётся создавать произведения, в которых часы служат элементом, подчёркивающим сиюминутность происходящего и одновременно призывающим ценить хрупкие мимолётные мгновенья. Сама автор отмечает, что красная пульсирующая секундная стрелка в её работах даёт зрителям ощущение биения пульса. Произведения художницы находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного Музея керамики "Кусково", Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и других, а также в частных собраниях Италии, Франции, Германии, США, Дании и Польши.