Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Михаил Карасик. Автопортрет

04 сентября - 28 сентября 2003
Мраморный дворец

В состав экспозиции вошли работы Михаила Карасика, признанного лидера направления "книга художника" в России. Выставка являет собой определенное подведение итогов и посвящена полувековому юбилею автора. На выставке представлены книги, тексты для которых написаны самим художником, причем многие из них имеют автобиографический, почти "дневниковый" характер. Михаил Карасик - ведущий автор, идеолог, организатор и промоутер современной русской "книги художника" на Запад, его произведения хранятся в самых престижных библиотеках и музеях мира. Подчеркивая пластическую, а не литературную природу своих книг, художник придает им вид обувной стельки, рукавицы, водочной бутылки или одноразовой посуды. Они могут быть круглыми, длинными, многоугольными или складываться, как веер. Все книги одеты в футляры и суперобложки, благодаря которым книги можно не просто читать, с ними можно играть, с ними можно общаться. "Паспорт", "Сберкнижка", "Трудовая книжка" - официальные бумаги, без которых человек не существует для общества. Но у Карасика эти книги становятся разновидностью автобиографической прозы, временами обостренно откровенной. В отличие от концептуалистов, которые работают в основном с чужим языком и на чужом языке, Карасик говорит всегда о себе, подчеркивая доверительный, интимный характер разговора: тексты его книг переписаны собственным почерком, с сохранением случайных описок и ошибок. В своем творчестве Карасик опирается на традицию русской футуристической книги 1910-1920-х годов - литографских изданий с рисунками К.Малевича, М.Ларионова, Н.Гончаровой, О.Розановой, П.Филонова. Однако, если футуристические книги с их тетрадочно небрежным видом носили эпатажный, программно антиэстетический характер, то книги Карасика, напротив, изысканно эстетичны. Художник тщательно продумывает все элементы оформления, он экспериментирует с бумагой, используя рекламный плакат и кальку, выкройку для вышивки и грубый картон. Продуманность формы каждой книги имеет и концептуальное значение, ибо у художника книга предстает как развернутая метафора содержания.