Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Две войны

03 июля - 28 июля 2003
Строгановский дворец

На выставке представлены работы двух художников - советского С. Шиманского и немецкого А.Реммера, прошедших Великую Отечественную войну с фотоаппаратом в руках, но с противоположных сторон. Выставка необычна в первую очередь тем, что представленная в работах война - абсолютно "невоенная" - ни бомбежек, ни атак, ни даже просто оружия. В 1942 году полковой связист вермахта и фотограф по профессии Асмус Реммер оказался на чужой земле, чтобы фотографировать немецкие могилы для облегчения поисков родственникам погибших. Однако их оказалось так много, что заснять все захоронения уже не представлялось возможным. Солдата-фотографа откомандировали во Францию, где в американском плену и закончился его военный поход. Реммер не принимал участия в боевых действиях, поэтому остался жив и сохранил весь отснятый материал. Россию он воспринимал как художник, восторгаясь ее красотой и душевной открытостью; Россия отвечала ему тем же: позирующие люди улыбчивы и дружелюбны. В своих работах Реммер показал русскую деревню такой, какой, по сути, она и была - без тракторов и комбайнов, без агитаторов и передовиков социалистического соревнования, без лозунгов и оркестров. В то же время, только значительно севернее, другой фотограф - Сергей Шиманский, военный корреспондент на Северном флоте, снимал боевые действия и морские походы, но на войне видел не только боль и кровь. Оказавшись в блокадном Ленинграде, Шиманский был поражен величием непокоренного города. На его фотографиях нет бомбежек и трупов, но забор из кроватей на перекопанной под картошку клумбе перед Казанским собором говорит о блокадном городе больше иных репортажей. Сергей Шиманский - открытие и для зрителей, и для специалистов, так как удивительным образом этот прекрасный фотограф оказался забыт фотографическим сообществом, хотя по мастерству и изобразительному совершенству его работы достойны самых серьезных выставок и публикаций. Выставка организована отделом новейших течений Государственного Русского музея совместно с Союзом фотохудожников России.