Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Абсолютный штиль. Фотографии Юргена Клауке

23 августа - 15 октября 2001
Корпус Бенуа

Выставка впервые представляет ретроспективу творчества современного немецкого фотографа, художника, акциониста Юргена Клауке. В развитии немецкой фотографии 1970-1990-х годов Юрген Клауке сыграл роль новатора и первопроходца. Одним из первых, еще в начале 1970-х годов молодой художник-авангардист дал мощный импульс превращению фотографии из чисто документального средства в самостоятельный и новый художественный язык. Впервые сделав центральной темой произведений собственное тело, Ю.Клауке надолго определил развитие боди-арта. В середине 1970-х годов он привлек к себе всеобщее внимание зрелищными перформансами. Траектория развития творчества Ю.Клауке шла от вопросов общественно нормированных ролевых образов к основополагающим проблемам человеческого существования и самовосприятия. Перформанс, художественная стратегия 1960-х и 1970-х годов позволил разрушить жесткое разделение искусств. И Ю.Клауке с самого начала (за немногими исключениями) видел в своих акциях материал для будущих снимков. Он объединил перформанс и боди-арт с фотографией в новое явление, воплощая переход от модерна к постмодернизму. С 1973 года начинается осознанное использование Ю.Клауке постановочной фотографии. Работы этого периода носят серийный характер и представляют собой раскрытие меняющихся позиций ?Я¦. Ю.Клауке апеллирует к неразрешимому конфликту человека с самим собой, использует мотив маски, интерпретирует вопросы пола как маскировочной зоны. Ю.Клауке периода 1980-х перестает использовать в фотоинсценировках свой образ. Этот, второй этап посвящен изображению объектов и связанных с ними состояний. На третьем этапе фотографического творчества Ю.Клауке отказывается от запечатления реальности как таковой. Ю.Клауке перестает фотографировать себя, других, предметы, а составляет лишь изображения из светящихся лучей на экране. Цикл "Prosecuritas" документирует эту эволюцию и занимает важное место в истории немецкого искусства.