Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века

14 декабря 2000 - 10 мая 2001
Корпус Бенуа

В состав уникальной экспозиции, охватывающей многовековую историю христианства в России, входит свыше 400 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства. Со времени принятия христианства в 988 году русская культура обрела и в дальнейшем сохраняла христианский облик. Ее система ценностей, человеческий идеал, представления о добре и красоте неразрывно связаны с образом Иисуса Христа. Этот образ озарял весь жизненный путь человека Древней Руси. В нем видели главный смысл и оправдание жизни. К началу XV века в художественном сознании древних мастеров сложился один из основных иконописных типов Христа Вседержителя, который в России именуется "Спас в Силах". Восседающий на троне Христос прославляется как владыка Вселенной. Его окружают ангельские силы - серафимы, херувимы, престолы и символы евангелистов. Русские художники позднее, чем другие столкнулись с проблемой изображения конкретных черт облика Христа. До начала XVIII века, кроме народного и церковного, в России не существовало никакого другого искусства. Лишь с реформами Петра I появилась живопись масляными красками на холсте. Библейская тема оказалась сложной для художников XVIII - начала XIX столетия. От них требовалась ее новая трактовка, и многие живописцы, ориентируясь на западных мастеров, вносили в православные традиции ноты, свойственные европейской культуре. В большинстве своем живописные произведения художников этого времени (А.Егорова, А.Иванова, В.Шебуева) достаточно отстраненно воплощали евангельские сюжеты. Академическая выучка брала верх над возможностью эстетически адекватно претворить религиозное чувство. В конце 1830-х годов обратился к евангельским темам А.Иванов. Подход художника к сюжету принципиально отличался от того, что существовал в русском искусстве до него. 1860-е годы стали временем выступления молодых живописцев против традиции Академии художеств. Вскоре Н.Ге показал публике "Тайную вечерю". Реакция зрителей и критики превзошла все ожидания. Ни о какой другой картине не спорили так долго и страстно. К образу Христа в то время обращались такие разные живописцы как И.Крамской и В.Поленова, И.Репин и Г.Семирадский, В. Верещагин и В. Суриков. Идентификация себя и своей роли в обществе с Мессией становится достаточно популярной во второй половине XIX века в среде русской интеллигенции. Судьба Христа в этом смысле приобретает черты архетипические. Новое столетие принесло другие проблемы и изменило ход истории искусства. В России рубежа XIX-XX веков произошел поворот к проблеме национального самосознания. Огромную популярность приобретает в это время мессианская тема. Наиболее ярко эти тенденции воплотились в искусстве М.Нестерова и В.Васнецова. В 1900 - начале 1910-х годов огромную роль при повороте в изобразительном искусстве к беспредметности сыграл интерес к народному творчеству. Среди тех, кто инициировал показ и освоение народных традиций, были художники русского авангарда. Увлекались фольклором М.Ларионов, К.Малевич, Л.Попова. Замечательный цикл евангелистов написала Н.Гончарова. В.Кандинский неоднократно изображал Святого Георгия и православные храмы. П.Филонов создал "Святое семейство", "Волхвы" и другие композиции. Наступившее затем время принудительного атеизма исказило, но не нарушило глубоких внутренних связей народа с религией. Оказалось, что ментальность сильнее идеологии, воздействие которой не может разрушить глубины человеческой личности. Молодое поколение, официально не признаваемых мастеров, нередко использовало христианскую тематику. Проблемы XX века находили новые трактовки в темах, связанных с жизнью Христа, подтверждая вечную актуальность нравственных исканий и, соответственно, изображения Мессии. Для России это более характерно, чем для Западной Европы. Преемственность традиций сохранялась на протяжении столетий, уходя своими корнями в философию и искусство Древней Руси.