21 июня 2000 года в Строгановском дворце Русского музея открылась выставка произведений одного из известнейших мастеров русского авангарда Алексея Явленского, работ которого практически нет на Родине.
Русский художник Алексей фон Явленский, родился в 1864 году. Классическое художественное образование получил в петербургской Академии художеств. В произведениях тех лет очевидна близость к реализму репинского толка. По окончании Академии, Явленский уехал в Мюнхен, куда - почти одновременно с ним - переехали Василий Кандинский, Давид Бурлюк, Владимир Бехтеев, Александр Зальцманн и Моисей Коган.
К собственной живописной манере и стилю Алексей Явленский пришел в процессе творческого поиска и эксперимента. Начиная с 1902-1903 годов происходит полный разрыв с академической традицией. На пути к собственной живописной манере художник четко определил круг приоритетных тем: портреты, натюрморты, пейзажи. Этот круг сохранился в общих чертах до начала 20-х годов. "...Я ощущаю огромное удовлетворение от работы и постоянно ищу свою форму, чтобы выразить в цвете то, что ощущаю". Это высказывание Алексея Явленского имеет характер манифеста.
В 1905-1907 годах А.Явленский отдает дань фовизму - продолжительное влияние этого направления явственно проступает в творчестве художника.
По возвращении в Германию из швейцарской иммиграции Алексей Явленский почувствовал первые признаки тяжелейшего заболевания - паралича. С 1929 года у художника парализовало руки и коленные суставы. Именно в этот тяжелый период появляется серия "Медитации" - вершина всего творчества Алексея Явленского. Человеческое лицо - объект пристального внимания художника - достигает крайней степени абстракции, являясь одновременно изображением и лица, и креста.
Чтобы работать вопреки прогрессирующей болезни, Явленскому приходилось привязывать кисть к неподвижным рукам - иначе работать он уже не мог. Тем удивительнее, что за последние три года своего творчества мастер смог написать более 1600 "Медитаций". Эта серия не имеет себе равных в истории искусства XX века.
Уникальная ретроспектива в Строгановском дворце Русского музея представляла весь творческий путь художника, чье имя на Западе принято ставить в один ряд с именами В.Кандинского, М.Шагала и других величайших мастеров XX века, - около 80 работ, созданных в 1882-1937 годах.
B состав экспозиции входили произведения из музеев и частных коллекций Германии, Швейцарии и России, в том числе из музея Ам Остваль (Дортмунд, Германия), Музея изобразительных искусств города Омска, Государственной Третьяковской галереи (Москва) и Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственнoго Русского музея (Санкт-Петербург).
Выставка подготовлена в рамках "Музея Людвига в Русском музее".
|
|