Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Цикловые занятия на экспозиции

ГРМ предлагает цикловые абонементы:

- на систематические занятия по экспозиции музея для школьников 1-11 классов.  
- на систематические занятия по экспозиции музея для студентов и взрослых посетителей.

Программа предлагаемых цикловых абонементов рассчитана на несколько лет, в зависимости от желания и возможностей посетителей. Трактовка тем и зрительный ряд дается с учетом возраста слушателей.
Периодичность проведения занятий может быть следующей: 1 раз в месяц; 2 раза в месяц; 4 раза в месяц.
В связи с возможными изменениями в постоянной экспозиции и открытием разнообразных временных выставок, порядок проведения занятий может варьироваться. По желанию слушателей и с согласия научного сотрудника тематика может быть изменена и дополнена.

Заказ абонементов производится по телефону: (812)315-35-65  
Ознакомиться с тематикой абонементов, с условиями приобретения и расценкой абонементов на "циклы" Вы можете в методическом отделе, расположенном в зале N 49 основной экспозиции Михайловского дворца.

 

Абонемент для младшего и среднего школьного возраста
«Виды и жанры.
Язык изобразительного искусства».

На занятиях в увлекательной, доступной для детей форме происходит знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с коллекцией Русского музея, с экспозициями четырех великолепных дворцов, входящих ныне в музейный комплекс.
Содержание данного цикла предполагает систематическое знакомство с художественными произведениями, представленными в экспозиции Русского музея. Цель занятий — научиться понимать язык изобразительного искусства. Разговор о языке изобразительного искусства, о специфике выразительных возможностей живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства поможет школьникам лучше ориентироваться в огромном и сложном мире художественных явлений.
Порядок тем цикла определяется научным сотрудником, ведущим этот цикл, с учетом специфики каждой группы (в зависимости от возраста школьников и их подготовки).
Тематическое содержание отличается большим разнообразием, при этом одна и та же тема в разных группах может быть пройдена за одно занятие, а может рассматриваться на протяжении нескольких посещений.
Предлагаемый список тем представляет собой стандартный вариант занятий, но не является единственно возможным. Уникальность занятий в Русском музее состоит в том, что группа работает с одним и тем же научным сотрудником, который составляет программу индивидуально для каждой группы. При составлении программы принимается во внимание не только возраст детей и уровень их подготовки, но и пожелания классного руководителя, а также авторские разработки ведущего цикл сотрудника и возможность посещения наиболее интересных временных выставок.

  1. Первое знакомство с музеем. История Михайловского дворца.
  2. Виды изобразительного искусства.
  3. Живопись. Материалы и техники.
  4. Понятие жанров живописи.
  5. Скульптура. Особенности выразительных средств скульптуры.
  6. Прикладное искусство в музее.
  7. Что такое временная выставка в художественном музее.
  8. Историческая картина.
  9. Сказка и былина в произведениях русских художников.
  10. Природа в картинах русских художников.
  11. Античные мифы в русском искусстве.
  12. Портрет в русском искусстве XVIII–XIX вв.
  13. Бытовой жанр.
  14. Историческая картина.
  15. Что такое натюрморт.
  16. Как смотреть икону.
  17. Библейские сюжеты в исторической живописи.
  18. «Добрых рук мастерство». Народное искусство.
  19. Как работает художник. Замысел и его художественное воплощение.
  20. Творчество К. П. Брюллова.
  21. Живопись А. Г. Венецианова и П. А. Федотова.
  22. Творчество И. Е. Репина.
  23. Исторические полотна В. И. Сурикова.
  24.  Творчество мастеров конца XIX — начала XX вв.
  25. Художественные открытия русского авангарда.
  26. Михайловский замок.
  27. Строгановский дворец.
  28. Мраморный дворец.

 

Цикловая тематика для старшеклассников,
студентов и взрослых
«История русского искусства».

Цикловые занятия знакомят слушателей с основными тенденциями отечественного изобразительного искусства в исторической последовательности. В зависимости от изменений в постоянной экспозиции и наличия временных выставок, последовательность занятий может варьироваться. По желанию слушателей и по согласованию с научным сотрудником, ведущим цикл, тематика может быть изменена и дополнена. В программу занятий также могут быть включены посещения временных выставок.

  1. Мир древнерусской иконы.
  2. Особенности школ древнерусской живописи.
  3. Крупнейшие мастера древнерусской живописи (А. Рублев, Дионисий, С. Ушаков).
  4. Проблема человека в портрете I-й половины XVIII в.
  5. Крупнейшие русские портретисты II-й половины XVIII в. (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, Ф. И. Шубин).
  6. Исторические полотна А. П. Лосенко.
  7. Первые русские пейзажисты (Ф. М. Матвеев, Ф. Я. Алексеев).
  8. Художник, история, время (на материале произведений отечественного искусства I-й половины XIX в.).
  9. К. П. Брюллов. Творческий путь художника.
  10. А. И. Иванов — художник переходной эпохи.
  11. Пейзаж I-й половины XIX в.
  12. А. Г. Венецианов и его школа.
  13. Творчество П. А. Федотова.
  14. Академия художеств во II-й половине XIX в.
  15. Бытовой жанр II-й половины XIX в.
  16. Творчество И. Н. Крамского.
  17. Пейзаж II-й половиныXIX в.
  18. Товарищество передвижных художественных выставок.
  19. Творчество И. Е. Репина.
  20. Исторические полотна В. И. Сурикова.
  21. Общие тенденции исторической живописи конца XIX в.
  22. Народное искусство.
  23. М. А. Врубель.
  24. Художественные объединения в России конца XIX — начала XX вв.
  25. Творчество художников «Мира искусства».
  26. Портрет конца XIX — начала XX вв.
  27. Творчество В. А. Серова.
  28. Символизм в искусстве рубежа XIX–XX вв.
  29. Примитивизм как течение в русском искусстве начала XX в.
  30. Художественные открытия русского авангарда.
  31. Искусство советского времени.

 

Дворцы Русского музея

Государственному Русскому музею, кроме Михайловского дворца, принадлежат также Михайловский (Инженерный) замок, Строгановский и Мраморный дворцы. Каждый из этих объектов — памятник русского зодчества XVIII — начала XIX вв., обладающий исключительной историко-художественной ценностью.
Знакомство их историей, судьбами владельцев, постоянными экспозициями и выставками даст возможность лучше узнать историю Санкт-Петербурга, получить яркие художественные впечатления и убедиться в уникальности собрания ГРМ.

Цикл рассчитан на старших школьников и взрослую аудиторию.

  1. Строгановский дворец.
  2. Мраморный дворец.
  3. Михайловский замок.
  4. Михайловский дворец.

 

Направления и стили в русском искусстве

В цикле на материале русского искусства, представленного в широкой исторической перспективе — от Древней Руси до начала XX в., рассматривается развитие ведущих стилистических тенденций. Предлагается анализ художественных стилей как системы приемов и средств, их исторической эволюции и специфического преломления в русской культуре. Содержание цикла рассчитано на взрослую аудиторию.

  1. Специфика и образный строй древнерусской иконы.
  2. Барокко в русском искусстве.
  3. Классицизм в русском искусстве.
  4. Романтизм в русской живописи.
  5. Ранний русский реализм.
  6. Критический реализм.
  7. Основные тенденции развития русского искусства рубежа XIX–XX вв.
  8. Русский авангард.