Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

"Школа молодого музейщика"

 

 Отчет

о проведении курсов повышения квалификации

«Школа молодого музейщика».

26 - 31 октября 2015 г.


С 26 по 31 октября 2015 года в Государственном Русском музее состоялись курсы повышения квалификации «Школа молодого музейщика» для сотрудников художественных музеев, музеев-заповедников и картинных галерей Российской Федерации и стран СНГ со стажем работы в музее менее 5 лет. На курсах прошли обучение 19 сотрудников, из которых 14 - из музеев России, 2 - из музеев Казахстана, 3 сотрудника Русского музея.

Курсы повышения квалификации организованы отделом «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ». Программа «Школы молодого музейщика», рассчитанная на 72 академических часа, знакомит с основными направлениями практической деятельности Русского музея. Занятия были проведены ведущими специалистами Русского музея научных и учетно-хранительских отделов, Службы по работе с посетителями и связям с общественностью, Службы безопасности.

Занятия проходили на постоянных и временных экспозициях Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Строгановского и Мраморного дворцов, Михайловского замка, в фондах отдела новейших течений, в фондах отделов гравюры ХVIII-ХХ века и рисунка, в отделе технологических исследований, в мастерской реставрации станковой масляной живописи, в отделе научной литературы и библиографии. Слушатели смогли также познакомиться с деятельностью Центра музейной педагогики и детского творчества, Центра мультимедиа в Русском музее, работой отделов развития проекта «Русский музей: виртуальный филиал» и «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ».

На занятиях были освещены следующие темы:

  • Структуры Русского музея

  • Актуальные вопросы музейного права

  • Музей и город. Реклама, коммуникация, социокультурные проекты

  • Организация системы экскурсионного обслуживания

  • Методики проведения обзорных экскурсий по экспозициям и временным выставкам

  • Работа с молодежью в художественном музее. Методика проведения занятий в форме свободной дискуссии

  • Музейная педагогика в контексте взаимодействия музея и образовательных организаций системы основного и дополнительного образования

  • Электронные технологии в образовательной деятельности музея

  • Организация научно-исследовательской работы в музее

  • Основные этапы работы по созданию генерального каталога Русского музея

  • Организация приема и выдачи выставок в Русском музее и музеях России

  • Использование технико-технологических исследований для атрибуции произведений изобразительного искусства

  • Особенности хранения и экспонирования печатной и оригинальной графики

  • Создание новой экспозиции Музея Людвига в Русском музее

  • Технологические исследования произведений из новых поступлений музея

  • Учет и хранение музейных предметов. Порядок движения экспонатов в музее

  • Обязанности и права музейных специалистов, выполняющих функции хранителя экспонатов

  • Реставрация и превентивная консервация произведений масляной живописи в музее. Реставрационные советы

  • Прием на временное и постоянное хранение новых поступлений в музей.

В научной библиотеке музея для участников был подготовлен обзор научных изданий Русского музея по тематике курсов. Сотрудниками отдела «Консультационно-методический центр художественных музеев России» совместно с научной библиотекой Русского музея был организован и проведен книгообмен между музейными библиотеками.

Программой курсов было предусмотрено 24 часа для самостоятельной работы с предоставленными информационно-справочными и методическими материалами.

На аттестационном занятии слушателям было предложено задание - разработать и защитить межмузейные проекты (по группам). Были представлены четыре проекта:

  • Молодежный музейный форум. Объединяет молодых музейных специалистов для обсуждения актуальных вопросов развития музеев РФ на современном этапе. Форум проводится на базе ГРМ и площадках музеев - участников проекта: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», Государственный музей-усадьба «Архангельское», «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

  • Фестиваль «Ход конем». Проект включает организацию выставки и культурно-массовых мероприятий, посвященных истории интерпретации образа коня в культуре и изобразительном искусстве России и Казахстана. Участники проекта: Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Каслинский историко-художественный музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Мордовский республиканский музей им. С.Д. Эрьзи»

  • «½ ХХ века в поиске». Выставочный и мультимедийный проект направлен на новое осмысление и интерпретацию искусства первой половины XX века в искусствоведении и музееведении XXI века. Участники проекта: Мурманский областной художественный музей, Орловский музей изобразительных искусств, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Калужский музей изобразительных искусств).

  • «Владетелей пера мы прославляем». Выставочный мультимедийный проект, посвященный Году Литературы (2015 год), создается на основе художественных произведений музеев-участников проекта: Национальный музей Республики Казахстан, Музей изобразительных искусств Республики Марий Эл, Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя, Государственный Русский музей.

Во время проведения курсов повышения квалификации для некоторых слушателей (по заявкам) были организованы индивидуальные консультации, которые провели ведущие специалисты и заведующие отделами Русского музея. Отдельная консультация по вопросам комплектования, хранения и экспонирования произведений скульптуры была организована для научного сотрудника ФГБУК «Государственный музей-усадьба «Архангельское».

По завершению курсов было проведено анкетирование. Большинство участников оценили программу и организацию курсов высшим баллом. На вопрос о наиболее интересных занятиях слушатели отметили все темы и их изложения как интересные и необходимые для рассмотрения.