Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Исторические личности

И. Н. Никитин. Портрет барона С. Г. Строганова. 1726.
Ж. - Л. Монье. Портрет А. П. Строганова. 1805.
Ж. - Л. Монье. Портрет П. А. Строганова. 1808.
Неизвестный художник. Портрет графа П. Строганова. После 1795.

Строгановский дворец на протяжении почти двух веков был жизненным центром династии Строгановых, у истоков которой стоит барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), построивший этот дворец и воспитавший в своем сыне, Александре Сергеевиче, стремление служить Отечеству и любовь к искусству. С жизнью и деятельностью первого представителя рода связаны Большой зал и расстреллиевский вестибюль дворца, ждущий своей реставрации.

Его сын, граф Александр Сергеевич Строганов (1737-1811), был известен как крупнейший знаток европейского искусства и один из наиболее выдающихся русских меценатов своего времени. Он был президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки, руководил комиссией по строительству Казанского собора. В Строгановском дворце Александр Сергеевич разместил свои богатейшие коллекции западноевропейской живописи, нумизматики и минералов, для чего были созданы специальные интерьеры, которые соответствовали новому подходу к экспозиции различных коллекций и произведений искусства в частных домах. Если раньше эти произведения рассматривались как элемент декорации, то теперь пришло понимание их самостоятельной ценности и необходимости соответствующего их размещения, удобного для изучения и обозрения. Таковы, например, Минералогический кабинет, Картинная галерея, зал Гюбера Робера.

В этот период в Строгановском дворце происходило немало событий, связанных с российской историей. Здесь, в Большом зале, 1760-е годы собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки. В декабре 1766 года в присутствии императрицы Екатерины II здесь же проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения.

Художники и писатели находили в графе своего покровителя. В. К. Шебуев, Д. Г. Левицкий, С. С. Щукин были в дружбе с А.С. Строгановым и часто пользовались его материальной поддержкой. Он же был истинным ценителем их трудов. Д. И. Фонвизин читал Строганову свои сочинения, Г. Р. Державин посвящал оды, И. Ф. Богданович, И. А. Крылов, Д. С. Бортнянский были своими людьми в доме графа. Н. И. Гнедич с помощью графа сделал перевод «Илиады» и посвятил ему свою идиллию «Рыбаки».

Граф Павел Александрович Строганов (1772-1817), сын Александра Сергеевича, сделал блестящую военную карьеру, был участником войн с Францией, со Швецией, с Турцией. В битве при Краоне (1814 г.) он потерял своего единственного сына Александра. После смерти Павла Александровича, последовавшей вскоре за этим, в семье Строгановых наступил династический кризис из-за отсутствия прямого наследника по мужской линии. В связи с этим, учитывая заслуги рода Строгановых перед Отечеством, император Александр I подписал особый Указ о нераздельном имении — майорате. Согласно этому указу, графский титул и фамилия Строганов передавались мужу старшей из четырех дочерей графини Софьи Владимировны (вдовы П. А. Строганова), которая становилась пожизненной распорядительницей всего строгановского имущества.

Графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная княжна Голицына (1775-1845) была умной образованной женщиной, обладающей замечательными административными и хозяйственными способностями. Она открыла в Петербурге Школу земледельческих, горных и лесных наук (1823-1844), утвердила Правила о пенсиях служащим и мастеровым и т.д. Софья Владимировна состояла в Вольном экономическом обществе и за свою деятельность была награждена золотой медалью. В 1837 году в зале собраний Общества был установлен ее бюст.

С жизнью семьи Павла Александровича связаны интерьеры западного и южного корпусов, первоначально отделанные А. Воронихиным, а затем претерпевшие изменения на протяжении девятнадцатого века. Среди них Малая гостиная — уникальный пример творчества Воронихина периода начала XIX века, и Большая гостиная, восстановленная современными реставраторами в соответствии с тем периодом, когда она была отделана Гаральдом Боссе в стиле историзма (1840-е гг.) для светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой, урожденной графини Строгановой.

Еще одной выдающейся личностью строгановской династии был барон Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), получивший графский титул после женитьбы на старшей дочери Павла Александровича — Наталье. Строганов известен тем, что основал на свои средства Школу рисования в Москве (ныне это — знаменитая «Строгановка»). Он был известным коллекционером предметов археологии, нумизматики, иконописи. Будучи председателем «Общества истории и древностей российских», много сделал для издания его научных трудов. Сергей Григорьевич продолжал также пополнять знаменитую Строгановскую картинную галерею. Известными коллекционерами были и его сыновья — Павел (1823-1911) и Григорий (1829-1910).