Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Исторические личности

Великий князь Константин Николаевич с виолончелью.
М. Рундальцев. Портрет великого князя Константина Константиновича. Офорт.
Ф. Киль. Константин Павлович у камина. 1830.
И. Клаубер по рис. Е. Лебрена. Портрет Станислава Августа Понятовского. 1798.
С. Торелли. Портрет графа Г. Г. Орлова. Не ранее апреля 1763.
С. Торелли. Коронационный портрет Екатерины II. Между 1763 и 1766.
Посмотреть
остальные
иллюстрации

Дворец возводился 1768 по 1785 год по заказу императрицы Екатерины II для графа Григория Григорьевича Орлова. Граф Григорий Орлов, один из фаворитов Екатерины II, возглавляя артиллерийское ведомство, занимал пост генерал-фельдцейхмейстера и принимал самое активное участие в различных областях государственной жизни России.

После смерти графа Орлова дворец был выкуплен у наследников в казну, а с 1796 года — отдан во владение второму сыну Павла I, великому князю Константину Павловичу.

В 1797-1798 годах дворец стал петербургской резиденцией последнего короля Польши — Станислава Августа Понятовского. Король, лишенный короны и государства, прибыл в Петербург для участия в работе финансово-политической комиссии по урегулированию долгов аннексированной Польши и был встречен императором Павлом I и великими князьями в Мраморном зале дворца. В соответствии с пожеланиями Понятовского, помещения дворца для размещения в нем королевского двора подготовил архитектор В. Бренна. (По его же проектам исполнялось траурное убранство залов после внезапной кончины короля.)

В начале XIX столетия отделка многих интерьеров неоднократно менялась. Она сохранялась неизменной лишь в главных апартаментах, принадлежащих великому князю Цесаревичу Константину Павловичу. Он часто находился в военных походах, а с 1814 года, назначенный главнокомандующим войск Царства Польского, постоянно жил в Варшаве.

После смерти Цесаревича в 1831 году, дворец перешел во владение великого князя Константина Николаевича, второго сына императора Николая I.

В 1840-х годах (1845-1849гг.), к бракосочетанию Константина Николаевича и принцессы Саксен-Альтенбургской Александры Иосифовны, интерьеры дворца перестраивают по проекту архитектора Александра Брюллова. С тех времен сохранился весь лепной декор перекрытий второго этажа.

Новый владелец дворца, великий князь Константин Николаевич (1827-1892), брат императора Александра II, возглавлял с 1865 года Государственный совет (высшее законосовещательное учреждение России) и был лидером либерального крыла в правительственных кругах. Константин Николаевич принимал участие во всех важнейших преобразованиях своего времени, в частности, в подготовке знаменитого «Манифеста», освобождающего крестьян от крепостного права. В чине генерал-адмирала он являлся управляющим Морским министерством Российской империи, и благодаря его личной инициативе и решительности на смену деревянным колесным судам пришли винтовые бронированные корабли. Много решений Морского министерства обсуждалось и принималось на советах, проходивших в Белом зале Мраморного дворца.

Во дворце царила атмосфера деятельная и творческая. Великий князь увлекался литературой и музыкой. Во второй половине XIX века музыка занимала значительное место в духовной жизни русского общества. В Белом зале проводились концерты с участием Э. Балакирева, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова. Во дворце часто отмечались торжественные события, устраивались музыкальные вечера, концерты, великосветские балы. Здесь, на костюмированном балу 2 мая 1856 года, на котором присутствовало 1000 человек, состоялось первое выступление И. Штрауса в Петербурге.

Творческая атмосфера сохранялась и при сыне Константина Николаевича — великом князе Константине Константиновиче Романове. Известный поэт Серебряного века, писавший под криптонимом «К. Р.», президент Российской Академии наук, он принимал в своем дворце многих известных людей. Во дворце бывали государственные деятели, поэты, композиторы.

В начале XX века наследники Константина Константиновича с семьями еще продолжали жить в Мраморном дворце. С 1919 года во дворце размещалась Государственная Академия истории материальной культуры (ГАИМК).

В 1937 году в здании дворца открыли Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина.

Новый этап в жизни Мраморного дворца начался в 1992 году, когда он был передан Государственному Русскому музею. С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.