История дворца
Мраморный дворец - архитектурный памятник второй половины XVIII века - оценивался современниками как "единственный в своем роде". Построенный на месте Почтового двора петровского времени, он стал великолепным завершением парадной Дворцовой набережной Невы.
Екатерина II, предназначавшая Мраморный дворец в подарок графу Г.Орлову, поручила его строительство итальянскому архитектору Антонио Ринальди (1709-1794).
Строительство дворца, начатое в 1768 году, продолжалось 17 лет, до 1785 года. Основным строительным материалом для внешней и внутренней отделки здания являлся природный камень - гранит и разноцветный мрамор различных пород, что придало дворцу неповторимое своеобразие и дало ему впоследствии название "Мраморный".
Мраморный дворец поражал современников своей роскошью, великолепием интерьеров и красотой скульптурного и живописного убранства.
Однако все это великолепие первый владелец дворца - граф Г.Орлов - не увидел, так как умер в 1783 году, когда окончательная отделка интерьеров дворца была еще не завершена. Екатерина II выкупила дворец у наследников Г.Орлова в казну и в 1796 году подарила его своему внуку - великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания с принцессой Саксен-Заальфельд-Кобургской Юлианой-Генриеттой-Ульрикой, которая, приняв православие, при крещении получила имя Анны Федоровны.
Затем, в 1832 году император Николай I пожаловал Мраморный дворец своему второму сыну - великому князю Константину Николаевичу. При нем была предпринята капитальная реконструкция дворца, порученная придворному архитектору Александру Брюллову. У А.Брюллова не было выбора - реставрировать дворец или переделывать его, так как еще в 1830 году, несмотря на постоянные ремонтно-реставрационные работы, здание находилось в аварийном состоянии, а сохранившаяся отделка, вплоть до дверных полотен и паркета, была демонтирована. Архитектор не внес изменений в оформление фасадов здания и сохранил, в основном, планировку его помещений. По проектам А.Брюллова заново оформлялись интерьеры залов Мраморного дворца, при этом стилистически предпочтение отдавалось готике, позднему Ренессансу, рококо и классицизму.
В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича - великий князь Константин Константинович. Для него в 1880-1890-е годы на первом этаже дворца был создан ряд апартаментов: Английский кабинет, Готическая музыкальная гостиная, Нижняя библиотека. Константин Константинович был не только известным русским поэтом Серебряного века, подписывавшим свои произведения криптонимом "К.Р.", он также являлся замечательным переводчиком произведений Гете, Шиллера и Шекспира.
Мраморный дворец при Константине Константиновиче стал центром культурной жизни столицы: в его залах проходили музыкальные вечера, на которых собирался интеллектуальный цвет столицы, читались и обсуждались лучшие произведения иностранных и русских авторов, ставились спектакли, в которых принимали участие сам Константин Константинович, его жена - великая княгиня Елизавета Маврикиевна, и их дети.
В период с 1919 по 1936 год в Мраморном дворце размещалась Российская Академия истории материальной культуры. В 1937 году в залах дворца были развернуты экспозиции ленинградского филиала Центрального Музея В.И.Ленина. Новое использование помещений привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа: были уничтожены уникальные камины и декоративные ткани, в залах закрасили искусственный мрамор, забелили росписи и живопись. Переделки практически не затронули только Парадную лестницу и Мраморный зал, сохранившие, в основном, авторскую отделку А.Ринальди.
Парадная лестница дворца декорирована серым уральским мрамором, ступени сделаны из темно-зеленого брусненского песчаника. В центре перекрытия Парадной лестницы помещен плафон работы немецкого живописца XVIII века И.Криста "Суд Париса".
Каменное убранство Мраморного зала поражает многоцветием, нарядностью и богатством, совершенством обработки мраморов, отменным вкусом в его подборке и расположении. В отделке зала использовано семь сортов мрамора греческих, итальянских, уральских, карельских и сибирских пород. Украшают зал барельефы скульпторов Ф.Шубина и М.Козловского, а также плафон С.Торелли "Торжество Венеры".
В январе 1992 года Мраморный дворец был передан Государственному Русскому музею, и с этого времени начался новый период в его истории.
В 2001 году после реставрации открылся Белый (Готический) зал, оснащенный современным высокотехнологичным оборудованием для проведения конференций, симпозиумов, телемостов.
С 1994 года в Мраморном дворце открыт "Музей Людвига в Русском музее", основу которого составили произведения современных художников Европы, России и Америки, переданные в дар Русскому музею известными немецкими коллекционерами Петером и Ирэной Людвиг. Экспозиция "Музея Людвига в Русском музее" постоянно пополняется за счет приобретений и даров.
|