Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

История дворца

Мраморный зал
И. Крист. Суд Париса.
Э. К. Липгарт. Эскиз плафона Мраморного дворца. ГРМ
Э. К. Липгарт. Поэзия верхом на Пегасе
Э. К. Липгарт. Тема для поэзии. Жизнь богов
Э. К. Липгарт. Критика и Поэзия.
Гостиная великой княгини Александры Иосифовны
Парадная приемная. Экспозиционный зал.
Кабинет великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце.
Музыкальная гостиная Мраморного дворца.
Великий князь Константин Николаевич с виолончелью.
Вид Белого зала с органом.
Мраморный дворец.
М. Андреев. Китайский зал или Парадная столовая. Вид западной стены. 1830.
Т. Мальтон, Д. Хирн. Вид Мраморного дворца на Большой Миллионной улице.
И. - Г. Майр Вид на Дворцовую набережную и Летний сад с Петербургской стороны.
И. - Г. Майр Марсово поле с обелиском "Румянцева победам".
Ф. Я. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости.
М. Н. Воробьев. Нева. Вид на Биржу.
Посмотреть
остальные
иллюстрации

Мраморный дворец - архитектурный памятник второй половины XVIII века - оценивался современниками как "единственный в своем роде". Построенный на месте Почтового двора петровского времени, он стал великолепным завершением парадной Дворцовой набережной Невы.

Екатерина II, предназначавшая Мраморный дворец в подарок графу Г.Орлову, поручила его строительство итальянскому архитектору Антонио Ринальди (1709-1794).

Строительство дворца, начатое в 1768 году, продолжалось 17 лет, до 1785 года. Основным строительным материалом для внешней и внутренней отделки здания являлся природный камень - гранит и разноцветный мрамор различных пород, что придало дворцу неповторимое своеобразие и дало ему впоследствии название "Мраморный".

Мраморный дворец поражал современников своей роскошью, великолепием интерьеров и красотой скульптурного и живописного убранства.

Однако все это великолепие первый владелец дворца -  граф Г.Орлов -  не увидел, так как умер в 1783 году, когда окончательная отделка интерьеров дворца была еще не завершена. Екатерина II выкупила дворец у наследников Г.Орлова в казну и в 1796 году подарила его своему внуку - великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания с принцессой Саксен-Заальфельд-Кобургской Юлианой-Генриеттой-Ульрикой, которая, приняв православие, при крещении получила имя Анны Федоровны.

Затем, в 1832 году император Николай I пожаловал Мраморный дворец своему второму сыну - великому князю Константину Николаевичу. При нем была предпринята капитальная реконструкция дворца, порученная придворному архитектору Александру Брюллову. У А.Брюллова не было выбора - реставрировать дворец или переделывать его, так как еще в 1830 году, несмотря на постоянные ремонтно-реставрационные работы, здание находилось в аварийном состоянии, а сохранившаяся отделка, вплоть до дверных полотен и паркета, была демонтирована. Архитектор не внес изменений в оформление фасадов здания и сохранил, в основном, планировку его помещений. По проектам А.Брюллова заново оформлялись интерьеры залов Мраморного дворца, при этом стилистически предпочтение отдавалось готике, позднему Ренессансу, рококо и классицизму.

В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича  - великий князь Константин Константинович. Для него в 1880-1890-е годы на первом этаже дворца был создан ряд апартаментов: Английский кабинет, Готическая музыкальная гостиная, Нижняя библиотека. Константин Константинович был не только известным русским поэтом Серебряного века, подписывавшим свои произведения криптонимом "К.Р.", он также являлся замечательным переводчиком произведений Гете, Шиллера и Шекспира.

Мраморный дворец при Константине Константиновиче стал центром культурной жизни столицы: в его залах проходили музыкальные вечера, на которых собирался интеллектуальный цвет столицы, читались и обсуждались лучшие произведения иностранных и русских авторов, ставились спектакли, в которых принимали участие сам Константин Константинович, его жена - великая княгиня Елизавета Маврикиевна, и их дети.

В период с 1919 по 1936 год в Мраморном дворце размещалась Российская Академия истории материальной культуры. В 1937 году в залах дворца были развернуты экспозиции ленинградского филиала Центрального Музея В.И.Ленина. Новое использование помещений привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа: были уничтожены уникальные камины и декоративные ткани, в залах закрасили искусственный мрамор, забелили росписи и живопись. Переделки практически не затронули только Парадную лестницу и Мраморный зал, сохранившие, в основном, авторскую отделку А.Ринальди.

Парадная лестница дворца декорирована серым уральским мрамором, ступени сделаны из темно-зеленого брусненского песчаника. В центре перекрытия Парадной лестницы помещен плафон работы немецкого живописца XVIII века И.Криста "Суд Париса".

Каменное убранство Мраморного зала поражает многоцветием, нарядностью и богатством, совершенством обработки мраморов, отменным вкусом в его подборке и расположении. В отделке  зала использовано семь сортов мрамора греческих, итальянских, уральских, карельских и сибирских пород. Украшают зал барельефы скульпторов Ф.Шубина и М.Козловского, а также плафон С.Торелли "Торжество Венеры".

В январе 1992 года Мраморный дворец был передан Государственному Русскому музею, и с этого времени начался новый период в его истории.

В 2001 году после реставрации открылся Белый (Готический) зал, оснащенный современным высокотехнологичным оборудованием для проведения конференций, симпозиумов, телемостов.

С 1994 года в Мраморном дворце открыт "Музей Людвига в Русском музее", основу которого составили произведения современных художников Европы, России и Америки, переданные в дар Русскому музею известными немецкими коллекционерами Петером и Ирэной Людвиг. Экспозиция "Музея Людвига в Русском музее" постоянно пополняется за счет приобретений и даров.