Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Архитектурный облик и интерьеры

Мраморный зал
И. Крист. Суд Париса.
Э. К. Липгарт. Эскиз плафона Мраморного дворца. ГРМ
Э. К. Липгарт. Поэзия верхом на Пегасе
Э. К. Липгарт. Тема для поэзии. Жизнь богов
Э. К. Липгарт. Критика и Поэзия.
Большой зал
Камин в кабинете великого князя Константина Николаевича
Гостиная великой княгини Александры Иосифовны
Парадная приемная. Экспозиционный зал.
Кабинет великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце.
Музыкальная гостиная Мраморного дворца.
Мраморный дворец.
Кабинет Великого князя Константина Константиновича. Современная фотография.
Посмотреть
остальные
иллюстрации

Каменное трехэтажное здание выделяется в панораме Дворцовой набережной массивностью и великолепием. Строгую красоту его архитектурного рисунка подчеркивают разнообразная фактура и красочность природного камня, использованного в отделке фасадов и интерьеров. Пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами, а вся композиция, благодаря подбору разных по окраске пород камня, исполнена спокойной грации.

При строительстве дворца использованы разные сорта мрамора, преимущественно отечественных месторождений, открытых в 1760-е годы по берегам Ладожского и Онежского озер. Из розового тивдийского мрамора выполнены отделка часовой башни, аттика и пилястр, объединяющих два верхних этажа здания. Наличники окон созданы из серого рускеальского мрамора, а декоративные гирлянды между окнами второго и третьего этажей изготовлены из белого уральского. Цокольная часть здания, выполненная из выборгского розового гранита рапакиви, благодаря специальной обработке поверхности, имеет красивую шероховатую фактуру.

Восточный фасад с главным входом обращен в небольшой двор и увенчан часовой башней и имеет самый выразительный скульптурный декор. Двор отгорожен от Миллионной улицы и набережной Невы изящной кованой решеткой в виде копий с кистями и золочеными розетками, укрепленной на гранитных столбах. С каждой стороны в ограде устроены двустворчатые ворота с легким декоративным завершением.

Взгляд наблюдателя везде встречает камень и металл. В XVIII веке медные рамы окон всех трех этажей были позолочены (в наше время позолоту сохранили оконные рамы второго этажа восточного фасада и балюстрады всех балконов).

Облик интерьеров дворца эпохи Екатерины II в наибольшей степени сохранился в декоре Парадной лестницы и в интерьерах Мраморного зала.

В оформлении Парадной лестницы преобладает мрамор серо-серебристых оттенков. Скользящий свет, падающий из овальных окон купольного завершения и высоких окон второго этажа, выявляет разнообразный рисунок камня колонн и пилястр, вытесанных из больших глыб. Более светлый оттенок камня перил и балясин лестницы придает им легкость, зрительно расширяя пространство.

В нишах Парадной лестницы размещены мраморные скульптуры работы Ф. Шубина, олицетворяющие времена суток: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», а также времена года: Осеннее и Весеннее равноденствие.

В перекрытии небольшого купола первоначально были помещены часы. В середине XIX века на их место переместили из Лакового зала дворца плафон «Суд Париса» работы И. Криста, заказанный художнику Г. Орловым в год его женитьбы на Екатерине Зиновьевой.

С каменной площадки третьего этажа хорошо видны лепные горельефы. В центре стены — композиция «Игры амуров», по сторонам — четыре женские фигуры, олицетворяющие добродетели: «Умеренность», «Сила духа», «Благоразумие» и «Справедливость».

Подлинным шедевром мировой архитектуры является Мраморный зал дворца с его скульптурным убранством. Европейская архитектурная традиция XVIII века активно вводила натуральный камень в отделку интерьеров, но в России в этот период даже в императорских дворцах имелись лишь единичные примеры подобного декора (например, Агатовые комнаты в Царском Селе, созданные Ч. Камероном для Екатерины II).

Мраморный зал в основном объеме сохранил до наших дней все особенности своей уникальной первоначальной каменной отделки. Стены зала ритмично разделены четырнадцатью парами каннелированных пилястр розового тивдийского мрамора с бронзовыми золочеными капителями и базами. Орлы белого итальянского мрамора на гирляндах, украшающих стены, напоминают о первом владельце дворца.

Рельефы работы М. Козловского на тему Пунических войн Древнего Рима («Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим») повествуют о верности Отечеству, о долге, самопожертвовании и великодушии великих полководцев. Четырнадцать круглых мраморных барельефов, размещенных в люнетах по периметру зала, продолжают тему жертвенного служения высшим идеалам, столь характерную для эпохи Просвещения.

Белый итальянский мрамор рельефов, расположенных в простенках и над дверьми, особенно выделяется среди звучной полихромной отделки стен. Оттенки розового и вишневого тивдийского мрамора, желтовато-серого уральского, зеленого и желтого итальянского камня гармонично сочетаются с яркостью лазурита в больших плоскостях вокруг рельефов. Перекрытие зала украшает живописный плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психеи». Теплота дерева сохранившихся наборных дверей с накладками золоченой бронзы выгодно подчеркивает выразительную фактуру камня.

Настоящее архитектурное решение Мраморный зал получил в середине XIX века, когда при реконструкции дворца междуэтажное перекрытие (между 2-м и 3-м этажами) было разобрано и зал стал двусветным. Живописный плафон был поднят на высоту 3-го этажа, и появились бронзовые с хрусталем люстры.

Интерьеры дворца перестраивают по проекту архитектора Александра Брюллова. С тех времен сохранился весь лепной декор перекрытий второго этажа.

Новое назначение и новое архитектурное и декоративное оформление в 1840-х годах (1845-1849гг.) получил большой Белый зал. Широкие арки и крестовые своды сплошь украшены лепными орнаментами готического стиля. Группы колонн искусственного белого мрамора разделяют зал на три части, являясь зрительной опорой орнаментальным сводам. Шесть высоких венецианских окон второго яруса, размещенных над пристроенной Дубовой галереей, выходят во внутренний двор, наполняя большое пространство зала мягким светом.

На противоположной, западной стене зала простенки с лепным орнаментом скрывают окна третьего этажа. Лаконично и просто архитектор сумел сохранить фасад классицизма XVIII века, найти новое архитектурно-пространственное решение интерьера и создать романтическую атмосферу в стиле своего времени, соединив в лепном убранстве Белого зала сложные готические элементы и национальные русские мотивы (фигуры витязей и двуглавых орлов).

Великокняжеский Мраморный дворец, как и многие дворцы Западной Европы, имел Зимний сад, к которому от Белого зала ведет Греческая галерея. В настоящее время в этой части дворца начат комплекс восстановительных работ.

Отделку последней четверти XIX века сохранили личные покои Константина Константиновича и его супруги Елизаветы Маврикиевны. Помещения эти располагаются вдоль Миллионной улицы. Они невелики и имеют различное оформление: сложный неповторяющийся резной декор — в музыкальной комнате, панели красного дерева и тисненую кожу — на стенах в библиотеке и кабинете. Гостиная выделяется пятичастным живописным плафоном «Служение искусству» работы Э. Липгарта, сюжеты композиций для которого были предложены художнику самим великим князем.