Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Искусство первой половины XIX века

Экспозиция произведений изобразительного искусства первой половины XIX века — один из уникальных разделов музея. В нем полнее, чем в каком-нибудь другом собрании русского искусства, представлены исторические картины мастеров академической школы. Они сосредоточены, в основном, в двух больших Академических залах.

В первом из них — коллекция работ К. Брюллова. Центральное место на экспозиции занимает знаменитое полотно «Последний день Помпеи». Рядом с ним — парадные женские портреты («Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», «Портрет Е. П. Салтыковой», «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией») и камерные портреты современников («Портрет А. К. Толстого в юности», «Портрет писателя А. Погорельского»). Представленная здесь же монументальная композиция «Распятие», была выполнена К. Брюлловым для лютеранской церкви Святых Петра и Павла в Петербурге.

Постоянную экспозицию первого Академического зала дополняют шесть картин художника-мариниста И. Айвазовского, среди которых особо выделяется известное полотно «Девятый вал».

Экспозиция второго Академического зала посвящена работам выдающихся исторических живописцев Академии художеств конца XVIII — первой половины XIX веков: «Испытание силы Яна Усмаря» Г. Угрюмова, «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» А. И. Иванова, «Истязание Спасителя» А. Егорова.

Украшением собрания музея признаны этюды и большой эскиз к картине А. А. Иванова «Явление Христа народу» (само полотно находится в Государственной Третьяковской галерее). Многие из этюдов по уровню художественного исполнения могут быть отнесены к произведениям высокого искусства.

Творчество  Ф. Бруни представляют полотна разных лет: раннее — «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) и позднее — монументальная картина «Медный змий» (1841).

В экспозицию включена небольшая коллекция портретов О. Кипренского — портрет А. Швальбе, отца художника, портрет лейб-гусарского полковника Е. Давыдова, портрет Е. С. Авдулиной.

Искусство основоположника русской жанровой живописи А. Венецианова прекрасно проявилось в таких поэтических картинах, как «Утро помещицы», «Спящий пастушок», «Жнецы».

Наследие  П. Федотова представлено вариантами двух известных картин художника — «Сватовство майора» и «Вдовушка», а также целым рядом миниатюрных портретов.

Музейной коллекции принадлежит свыше сорока произведений пейзажиста С. Щедрина. В экспозиции находятся работы раннего петербургского периода и пейзажи, написанные художником в Италии («Новый Рим», «Вид Амальфи близ Неаполя», «Терраса»).

Коллекция скульптуры в залах раздела представляет творчество многих крупных ваятелей этого периода: С. Пименова (проект надгробного памятника М. И. Козловскому), Н. Пименова («Парень, играющий в бабки»), В. Демут-Малиновского («Русский Сцевола»), Б. Орловского («Фавн и вакханка»).

В постоянную экспозицию Русского музея органично включается Белый зал, открывая собой эпоху высокого классицизма. Его уникальный интерьер — это единственный интерьер Михайловского дворца, сохранивший свой первоначальный облик и предметы художественного убранства, исполненные по рисункам архитектора Михайловского дворца Карло Росси: мебель, бронзу, каменные торшеры, зеркала.