Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Летний дворец Петра I

А.П.Антропов. Портрет Петра I. 1770
А.Е.Мартынов. Вид на Неву и Летний дворец Петра I. Между 1807 и 1821
Вид на Летний сад и Летний дворец Петра I со стороны р. Фонтанки
Летний дворец Петра I с гаванцем. Макет
Анфилада комнат первого этажа
Резное дубовое панно "Минерва". Начало XVIII века. Вестибюль первого этажа
Нижняя поварня
Верхняя поварня
Секретарская
Шкаф Петра I. Гамбург. Начало XVIII века. Орех
Спальня Петра I
Детская
Спальня Екатерины
Кабинет Петра I с токарными станками, сконструированными личным токарем царя А.К.Нартовым. Начало XVIII века
Ветровой прибор. Дрезден. 1714
Зеленый кабинет. Общий вид.
Зеленый кабинет
Зеленый кабинет. Камин
Г.Гзель. Триумф России. Один из первых образцов светской аллегорической живописи в России
Летний дворец Петра I. Вид со стороны Летнего сада
Посмотреть
остальные
иллюстрации

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом.

Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построили собственный дом. В пользу этого свидетельствуют сохранившийся документ ("... Дом летний, а по ведомости от Светлейшего князя построен оный дом в 703 году") и пребывание в Санкт-Петербурге предполагаемого строителя дома - И.М.Угрюмова. С 1705 по 1707 год Иван Матвеев (Угрюмов) руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе.

По личному указанию Петра была "перебита" речка - сделана запруда на Безымянном ерике, прорыт гаванец - пристань Летнего сада, начаты работы по созданию фонтанной системы. Иван Матвеев построил и новые царские хоромы. Именно эту постройку видел в 1710-1711 годах автор "Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота": "Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами".

В 1710 году в городе начался период каменного строительства. Велось оно и на Государевом Летнем дворе. По указанию Петра на месте его прежнего дома возвели каменное здание по проекту архитектора Д.Трезини, завершив его отделку к 1713 году.

Двухэтажное кирпичное здание Летнего дворца с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши - водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.

Вход обрамлен порталом из черного мрамора, над которым - барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Основным украшением фасадов дворца Петра I являются 28 барельефов, исполненных в редкой технике ручной намазки, расположенные в рамках между окнами первого и второго этажей. Тема изображений - прославление морской силы России. Возможно, эскизы этих композиций были предложены немецким скульптором и архитектором А.Шлютером, который воспользовался гравюрами европейских мастеров с изображением морских существ.

Как и любое жилье, отвечающее вкусам Петра I, его дворец невелик: 26,5 х 15,5 м; высота двух этажей - 8,1 м; высота до конька крыши - 13,3 м; высота комнат - 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. Первый этаж был жильем Петра I, второй - его жены Екатерины.

Дворец предназначался только для летнего жительства (с мая по октябрь), поэтому в нем тонкие стены и одинарные рамы. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора. Расположение комнат - анфиладное, а служебные помещения сообщаются с внутренним коридором, что избавляло прислугу от необходимости появляться в парадных комнатах. В служебный коридор выходят: а) Гардеробная (сохранились подлинные сосновые шкафы для хранения одежды - специальными коваными крюками они прикреплены к стенам); б) Денщицкая (1-й этаж); Фрейлинская (2-ой этаж); в) поварни, туалеты, топочные отверстия печей; г) служебная винтовая лестница, скрытая за дубовой резной конструкцией, напоминающей шкаф (изготовлена в соответствии с указанием Петра от 2 мая 1714 года). Наружная дверь из коридора выходила на фасадную невскую галерею.

В начале XVIII века Летний дворец с трех сторон омывался водой: с севера к фасаду подступала Нева, с востока - Фонтанка, с юга перед входом располагался гаванец. При археологических раскопках на этих фасадах были обнаружены пазы для балок деревянного настила - галереи с "балясами" (по типу эти балясины были аналогичны корабельным).

Линией сопряжения восточного и северного фасадов дворец "врезался" в толщу воды, как бы отделяя воды Фонтанки от вод Невы, которые обтекали дом-корабль, создавая иллюзию его движения. Лодки и ялики подходили к дворцу с Невы и пришвартовывались у фасадов, как у бортов корабля (на южном и восточном фасадах сохранились причальные кольца).

Расположение дворца на полуострове было использовано для устройства в нем проточно-промывной канализации. Идея архитектора Ж.Б.Леблона, по тому времени - последнее слово техники, не могла не увлечь Петра. Под фундаментом здания был проложен канализационный тоннель, соединивший Неву с гаванцем, по которому циркулировала вода. Посредством деревянных коробов с тоннелем были связаны 6 туалетов дворца (проточно-промывная канализация действовала только до 1777 года, так как после наводнения гаванец был засыпан).

По проекту Ж.Б.Леблона была оборудована нижняя поварня Летнего дворца - здесь появились очаг, разделочные столы, кладовые и мойка с проточной водой. "То, что составляет большое удобство и о чем можно только мечтать, - писал Леблон, - это иметь текущую воду, проведя трубы с водой из находящегося поблизости источника". Вода во дворец подавалась от фонтанной системы Летнего сада, насосами накачивалась в свинцовый бак на чердаке, откуда по трубам поступала в поварню.

Сохранилось уникальное описание интерьеров Летнего дворца, оставленное неизвестным автором в 1720 году: "... дворец, очень красиво убранный различной китайской обивкой. В трех комнатах стояли бархатные кровати с широким позументом, соответствующим всему убранству. Было много зеркал, много украшений, пол мраморный. При комнатах - кухня, стены которой обтянуты обивкой, как комнаты в других дворцах. В ней находились насосы, подсобки, шкафы для серебряной и оловянной посуды. Одна из комнат напротив была заполнена токарными и слесарными инструментами...".

Следует особо отметить отделку интерьеров дворца дубом - деревом, которое в петровское время использовалось почти исключительно для нужд флота (Петр даже собственноручно посадил дубовую рощицу). Дуб применяли не только для конструктивных частей судов, но и во внутренней отделке кораблей. В петровском дворце двери, стенные панели, лестницы изготовлены из дуба.

Исключение составляют два кабинета - Зеленый (на 2-ом этаже) и личный Кабинет Петра (на 1-ом этаже), где двери и стенные панели отделаны орехом (имеется в виду комната, ранее называвшаяся исследователями Токарной - здесь демонстрировались токарные станки Петра I, которые ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Смежные с Кабинетом комнаты - столовая и спальня царя. На филенке двери, ведущей в спальню - изображение Голгофы (предположительно работы Петра I). Со стороны коридора к Кабинету примыкает туалет с сохранившимся участком канализационного тоннеля. Одна из дверей кабинета выходит на галерею со стороны Невы, другая, через столовую, на южную галерею со стороны гаванца.

В Кабинете находится уникальный ветровой прибор. В резную раму, резьба которой выполнена на тему морской символики, заключены три диска со шкалой: верхний - часы со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски - "ветровые указы", соединенные с флюгером на крыше дворца. Прибор с "ветровыми указами" - прибор навигационный, позволяющий определять силу и направление ветра в Балтийском регионе. Он был заказан Петром I дрезденским мастерам Динглингеру и Гертнеру в 1713 году. В 1714 году ветровой прибор привезли в Санкт-Петербург и установили на месте, выбранном самим Петром - в его Кабинете.

Хорошо сохранилась отделка Зеленого кабинета в верхнем этаже. Это один из первых образцов украшения интерьера в духе новой французской моды, привезенной в Россию архитектором Ж.Б.Леблоном, которая предполагала украшение стен панелями с декоративными росписями, зеркалами, десюдепортами. В этом кабинете, в стенных шкафах, дверцы которых до сих пор застеклены квадратиками "лунного" стекла начала XVIII века, помещались предметы первой петровской Кунсткамеры.

Тема триумфа в декоре фасада дворца позволяет считать его первым памятником победам России в Северной войне. Сцены, представленные на барельефах - мифологические, но заключенный в них смысл оторван от контекста мифов и становится понятным лишь в связи с основной коллизией в жизни России и самого Петра I - борьбой со Швецией за выход к морю. Сюжеты барельефов, несомненно, выбраны государем, и не случайно некоторые из них совпадают с сюжетами корабельной резьбы ("Триумф Нептуна и Амфитриты", "Персей, побеждающий Медузу", "Амуры на дельфинах", "Амуры на гиппокампах"). Толкование этих аллегорий можно найти в печатных описаниях триумфальных врат, воздвигавшихся по случаю побед над шведами, где Нептун и Амфитрита являются олицетворением морской славы России и символом ее роста, в образах античных божеств и героев (Марса, Геракла, Персея) представляется сам Петр, а противник царя - Свейская держава, именуется "гидрою, химерою, змеею прехитрой".

Крышу Летнего дворца венчает флюгер: Св. Георгий Победоносец поражает копьем змея. Нет сомнения, что для Петра и его современников это был зримый образ победы государя с его "... православным воинством" над "химероподобными дивами" - шведами. Приведенные сравнения взяты из "Описания Триумфальных врат в Москве по возвращению Петра после Полтавской битвы в 1709". В этих словах - ключ к пониманию дворца-символа: победа под Полтавой прославляется как определяющая в ходе Северной войны, успешное завершение которой дарует России господство на Балтике.

Летний дворец - свидетель всей жизни Петра I, сохранился до наших дней без существенных изменений. Это подтверждается и историческими планами Летнего сада первой половины XVIII века, и фиксационными чертежами М.Г. Земцова 1727 года.

Поэтому Летний дворец - не только одно из первых каменных зданий Петербурга, с которого "начинался город", но и уникальный образец архитектурного творчества его основателя, отразивший в себе своеобразие личности Петра I.

В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников. Музейная история здания начинается в 1903 году, когда к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга в его стенах была развернута выставка, посвященная Петру I.

После 1917 года дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник. В 1934 году в Летнем дворце Петра I был открыт историко-художественный мемориальный музей.