Летний дворец Петра I
Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и
Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) -
небольшой домик с хозяйственным двором и садом.
Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построили
собственный дом. В пользу этого свидетельствуют сохранившийся документ ("... Дом летний, а по ведомости от Светлейшего
князя построен оный дом в 703 году") и пребывание в Санкт-Петербурге предполагаемого строителя дома - И.М.Угрюмова.
С 1705 по 1707 год Иван Матвеев (Угрюмов) руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе.
По личному указанию Петра была "перебита" речка - сделана запруда на Безымянном ерике, прорыт гаванец - пристань Летнего сада, начаты работы по созданию фонтанной системы. Иван Матвеев построил и новые царские хоромы. Именно эту постройку видел в 1710-1711 годах автор "Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота": "Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами".
В 1710 году в городе начался период каменного строительства. Велось оно и на Государевом Летнем дворе. По указанию Петра на месте его прежнего дома возвели каменное здание по проекту архитектора Д.Трезини, завершив его отделку к 1713 году.
Двухэтажное кирпичное здание Летнего дворца с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши - водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.
Вход обрамлен порталом из черного мрамора, над которым - барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Основным украшением фасадов дворца Петра I являются 28 барельефов, исполненных в редкой технике ручной намазки, расположенные в рамках между окнами первого и второго этажей. Тема изображений - прославление морской силы России. Возможно, эскизы этих композиций были предложены немецким скульптором и архитектором А.Шлютером, который воспользовался гравюрами европейских мастеров с изображением морских существ.
Как и любое жилье, отвечающее вкусам Петра I, его дворец невелик: 26,5 х 15,5 м; высота двух этажей - 8,1 м; высота до конька крыши - 13,3 м; высота комнат - 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. Первый этаж был жильем Петра I, второй - его жены Екатерины.
Дворец предназначался только для летнего жительства (с мая по октябрь), поэтому в нем тонкие стены и одинарные рамы. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора. Расположение комнат - анфиладное, а служебные помещения сообщаются с внутренним коридором, что избавляло прислугу от необходимости появляться в парадных комнатах. В служебный коридор выходят: а) Гардеробная (сохранились подлинные сосновые шкафы для хранения одежды - специальными коваными крюками они прикреплены к стенам); б) Денщицкая (1-й этаж); Фрейлинская (2-ой этаж); в) поварни, туалеты, топочные отверстия печей; г) служебная винтовая лестница, скрытая за дубовой резной конструкцией, напоминающей шкаф (изготовлена в соответствии с указанием Петра от 2 мая 1714 года). Наружная дверь из коридора выходила на фасадную невскую галерею.
В начале XVIII века Летний дворец с трех сторон омывался водой: с севера к фасаду подступала Нева, с востока - Фонтанка, с юга перед входом располагался гаванец. При археологических раскопках на этих фасадах были обнаружены пазы для балок деревянного настила - галереи с "балясами" (по типу эти балясины были аналогичны корабельным).
Линией сопряжения восточного и северного фасадов дворец "врезался" в толщу воды, как бы отделяя воды Фонтанки от вод Невы, которые обтекали дом-корабль, создавая иллюзию его движения. Лодки и ялики подходили к дворцу с Невы и пришвартовывались у фасадов, как у бортов корабля (на южном и восточном фасадах сохранились причальные кольца).
Расположение дворца на полуострове было использовано для устройства в нем проточно-промывной канализации. Идея архитектора Ж.Б.Леблона, по тому времени - последнее слово техники, не могла не увлечь Петра. Под фундаментом здания был проложен канализационный тоннель, соединивший Неву с гаванцем, по которому циркулировала вода. Посредством деревянных коробов с тоннелем были связаны 6 туалетов дворца (проточно-промывная канализация действовала только до 1777 года, так как после наводнения гаванец был засыпан).
По проекту Ж.Б.Леблона была оборудована нижняя поварня Летнего дворца - здесь появились очаг, разделочные столы, кладовые и мойка с проточной водой. "То, что составляет большое удобство и о чем можно только мечтать, - писал Леблон, - это иметь текущую воду, проведя трубы с водой из находящегося поблизости источника". Вода во дворец подавалась от фонтанной системы Летнего сада, насосами накачивалась в свинцовый бак на чердаке, откуда по трубам поступала в поварню.
Сохранилось уникальное описание интерьеров Летнего дворца, оставленное неизвестным автором в 1720 году: "... дворец, очень красиво убранный различной китайской обивкой. В трех комнатах стояли бархатные кровати с широким позументом, соответствующим всему убранству. Было много зеркал, много украшений, пол мраморный. При комнатах - кухня, стены которой обтянуты обивкой, как комнаты в других дворцах. В ней находились насосы, подсобки, шкафы для серебряной и оловянной посуды. Одна из комнат напротив была заполнена токарными и слесарными инструментами...".
Следует особо отметить отделку интерьеров дворца дубом - деревом, которое в петровское время использовалось почти исключительно для нужд флота (Петр даже собственноручно посадил дубовую рощицу). Дуб применяли не только для конструктивных частей судов, но и во внутренней отделке кораблей. В петровском дворце двери, стенные панели, лестницы изготовлены из дуба.
Исключение составляют два кабинета - Зеленый (на 2-ом этаже) и личный Кабинет Петра (на 1-ом этаже), где двери и стенные панели отделаны орехом (имеется в виду комната, ранее называвшаяся исследователями Токарной - здесь демонстрировались токарные станки Петра I, которые ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Смежные с Кабинетом комнаты - столовая и спальня царя. На филенке двери, ведущей в спальню - изображение Голгофы (предположительно работы Петра I). Со стороны коридора к Кабинету примыкает туалет с сохранившимся участком канализационного тоннеля. Одна из дверей кабинета выходит на галерею со стороны Невы, другая, через столовую, на южную галерею со стороны гаванца.
В Кабинете находится уникальный ветровой прибор. В резную раму, резьба которой выполнена на тему морской символики, заключены три диска со шкалой: верхний - часы со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски - "ветровые указы", соединенные с флюгером на крыше дворца. Прибор с "ветровыми указами" - прибор навигационный, позволяющий определять силу и направление ветра в Балтийском регионе. Он был заказан Петром I дрезденским мастерам Динглингеру и Гертнеру в 1713 году. В 1714 году ветровой прибор привезли в Санкт-Петербург и установили на месте, выбранном самим Петром - в его Кабинете.
Хорошо сохранилась отделка Зеленого кабинета в верхнем этаже. Это один из первых образцов украшения интерьера в духе новой французской моды, привезенной в Россию архитектором Ж.Б.Леблоном, которая предполагала украшение стен панелями с декоративными росписями, зеркалами, десюдепортами. В этом кабинете, в стенных шкафах, дверцы которых до сих пор застеклены квадратиками "лунного" стекла начала XVIII века, помещались предметы первой петровской Кунсткамеры.
Тема триумфа в декоре фасада дворца позволяет считать его первым памятником победам России в Северной войне. Сцены, представленные на барельефах - мифологические, но заключенный в них смысл оторван от контекста мифов и становится понятным лишь в связи с основной коллизией в жизни России и самого Петра I - борьбой со Швецией за выход к морю. Сюжеты барельефов, несомненно, выбраны государем, и не случайно некоторые из них совпадают с сюжетами корабельной резьбы ("Триумф Нептуна и Амфитриты", "Персей, побеждающий Медузу", "Амуры на дельфинах", "Амуры на гиппокампах"). Толкование этих аллегорий можно найти в печатных описаниях триумфальных врат, воздвигавшихся по случаю побед над шведами, где Нептун и Амфитрита являются олицетворением морской славы России и символом ее роста, в образах античных божеств и героев (Марса, Геракла, Персея) представляется сам Петр, а противник царя - Свейская держава, именуется "гидрою, химерою, змеею прехитрой".
Крышу Летнего дворца венчает флюгер: Св. Георгий Победоносец поражает копьем змея. Нет сомнения, что для Петра и его современников это был зримый образ победы государя с его "... православным воинством" над "химероподобными дивами" - шведами. Приведенные сравнения взяты из "Описания Триумфальных врат в Москве по возвращению Петра после Полтавской битвы в 1709". В этих словах - ключ к пониманию дворца-символа: победа под Полтавой прославляется как определяющая в ходе Северной войны, успешное завершение которой дарует России господство на Балтике.
Летний дворец - свидетель всей жизни Петра I, сохранился до наших дней без существенных изменений. Это подтверждается и историческими планами Летнего сада первой половины XVIII века, и фиксационными чертежами М.Г. Земцова 1727 года.
Поэтому Летний дворец - не только одно из первых каменных зданий Петербурга, с которого "начинался город", но и уникальный образец архитектурного творчества его основателя, отразивший в себе своеобразие личности Петра I.
В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников. Музейная история здания начинается в 1903 году, когда к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга в его стенах была развернута выставка, посвященная Петру I.
После 1917 года дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник. В 1934 году в Летнем дворце Петра I был открыт историко-художественный мемориальный музей.
|