На новой постоянной экспозиции Русского музея представлены произведения отечественного искусства первой половины XIX века - времени, когда Петербург окончательно состоялся как сложное и противоречивое единство урбанистической и социальной среды. Именно в этот период сформировалось и понятие «петербургское общество», выраженное в лицах и социальных группах.
Петербург в живописи, графике, скульптуре и прикладном искусстве первой половины XIX века зафиксирован разнообразными произведениями, экспонируемыми на выставке. В первую очередь портретами, в том числе и в миниатюре и акварели - техниках, переживавших расцвет в эту пору, городскими ведутами, из стаффажа которых можно почерпнуть много любопытного о быте и нравах столичного города, изображением светских раутов, праздников и парадов, мелкой пластикой - фигурками петербургских национальных и социальных типов.
Среди работ, представленных на экспозиции, интерес представляют акварели В.С.Садовникова, И.И.Шарлеманя, К.И.Кольмана, картины К.Е. и В.Е. Маковских, серия рисунков «костюмно-типажного» рода, изображающая городские типы, а также серия видов Санкт-Петербурга работы нюрнбергского художника Иоганна-Георга Майра, выполненная в 1796-1803 гг.
Центральным произведением экспозиции является картина Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу», которая изображает петербургское общество 1830-х годов. Это произведение - почти исчерпывающий портрет Петербурга и петербургского общества в один из самых ярких периодов его существования.