Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

ВЛАДИМИР КУСТОВ ПРИБЛИЖЕНИЕ ПРОШЕДШЕГО

  • ВЛАДИМИР КУСТОВ. Приближение прошедшего. Знаки войны. Часы.
  • ВЛАДИМИР КУСТОВ.  Приближение прошедшего. Знаки войны. Фляга.
  • ВЛАДИМИР КУСТОВ.  Приближение прошедшего. Знаки войны. Граната.
  • ВЛАДИМИР КУСТОВ. Приближение прошедшего. Фактура войны. Cоль.
  • ВЛАДИМИР КУСТОВ.  Приближение прошедшего. Знаки войны. Портсигар
  • Фото с открытия выставки ВЛАДИМИР КУСТОВ. Приближение прошедшего.
  • Открытие выставки
  • Фото с открытия выставки ВЛАДИМИР КУСТОВ. Приближение прошедшего.
  • Посмотреть
    остальные
    иллюстрации
07 февраля - 04 марта 2013
Мраморный дворец

Проект «Приближение прошедшего», задуманный художником Владимиром Кустовым в 2004 году специально для Русского музея, посвящен одной из самых трагических страниц битвы за Ленинград – боям за Синявинские высоты, во время которых погибли десятки, если не сотни тысяч советских солдат. Точное число погибших до сих пор не установлено. Несмотря на то, что запланированное в советское время создание на Синявинских высотах масштабного военно-исторического мемориала так и не состоялось, места боев и захоронений были отмечены аллеями славы и обелисками, которые с 1980-х годов начали устанавливать энтузиасты.

Ландшафт, израненный следами траншей, предстал перед художником как настоящий памятник. Именно памяти – теме, с которой постоянно работает Кустов, посвящен проект, представленный в Мраморном дворце. С идеей памяти связаны и используемые автором новые технические средства: видео и цифровая фотография (от панорамной до макросъемки). Художник приближает прошедшее в три этапа, которым в экспозиции соответствуют три плана. Первый, самый крупный план – панорамы, у которых нет названий, только номера. Панорамные фотографии, сделанные на Синявинских высотах, безлюдны, безмолвны и принципиально безымянны, как и десятки тысяч пропавших без вести солдат, для которых едва заметные сейчас траншеи стали местом последней битвы и братской могилой. Второе, более детальное приближение – это знаки войны. Они буквально выпали из времени, чтобы, вернувшись, стать напоминанием о войне, ее знаком и меткой. Третье приближение прошедшего – самое пристальное. Это фактуры войны (земля, порох, металл, табак, хлеб, пепел, бинты и соль), запечатленные Кустовым с помощью макросъемки. Безвоздушное пространство, которым окружены предметы войны, сгущается в «Синявинской симфонии». В этом видео (звук Степана Торопова) совмещаются два плана: настоящее – отснятая художником панорама, и прошедшее – документальная хроника обороны Ленинграда.