Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

ВЕРСАЛЬСКИЕ ГРЕЗЫ А. Н. БЕНУА

  • А. Н. Бенуа. Людовик XIV. Кормление рыб. 1897. Бумага на холсте и на картоне, пастель, акварель, гуашь, карандаш итальянский, карандаш графитный, бронза. 65,5 x 98,8
  • А. Н. Бенуа. Из альбома “Версаль”. Пг., “Аквилон”, 1922. Фонтан Бахуса зимой. Фотолитография, раскрашенная акварелью. Пробный оттиск
  • А. Н. Бенуа.
  • А. Н. Бенуа. Версаль. У Курция. 1897. Холст, масло
  • А. Н. Бенуа. Из альбома “Версаль”. Пг., “Аквилон”, 1922. Обложка альбома «Версаль». Фотолитография, раскрашенная акварелью. Пробный оттиск
  • А. Н. Бенуа. Бассейн Аполлона. 1905–1906. Холст, масло. 50 x 60,3
  • Посмотреть
    остальные
    иллюстрации
09 июня - 22 июня 2010
Михайловский дворец

В рамках программы III Международного фестиваля «Императорские сады России»

В собрании Русского музея хранится более 6 000 произведений знаменитого русского художника, критика и историка искусства Александра Бенуа (1870-1960). На выставке представлено около 40 живописных и графических работ, созданных мастером в разные годы, посвященных Версалю - выдающемуся памятнику французской архитектуры и садово-паркового искусства XVII столетия. Бенуа, по его собственным словам, был «упоен Версалем» и «совершенно переселился в прошлое». В серии акварелей и гуашей «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-1898), а также во «второй версальской серии» (1905-1907) и в работах, выполненных в 1922 году, уже после того, как художник навсегда покинул Россию, он придерживается четкого, несколько суховатого пластического языка, который отличает французскую пейзажную и архитектурную графику XVII века. Эта серия надолго закрепила за Александром Бенуа, с детства проявлявшим повышенный интерес к искусству русского и западноевропейского классицизма и барокко, славу «певца Версаля и Людовиков».
В произведениях «версальской серии» природа и история предстают в неразрывном единстве. Архитектурные сооружения, скульптуры и аллеи знаменитой резиденции французских королей выглядят как безмолвные свидетели безвозвратно ушедшей великой эпохи, хранящие память о создателях и владельцах ансамбля Версаля. Наряду с этюдами, написанными с натуры, художник выполнял жанровые живописные работы, воссоздающие не просто характерные сцены далекой исторической эпохи, но саму ее неповторимую атмосферу. Высокое мастерство исполнения позволило Бенуа представить образ Версальского парка как образ целой эпохи, выработавшей свой этикет, моду и величественный стиль, сохранивший привлекательность для художника, жившего и работавшего в тревожный, наполненный катастрофами и потрясениями двадцатый век.