Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

ВАЛЕНТИН САМАРИН

17 сентября - 02 ноября 2009
Строгановский дворец

На выставке Валентина Самарина представлено 96 оригиналов фотографий SANKI. Как объясняет сам фотограф «этот термин появился в начале 70-х в Ленинграде. Это новая старая серебряная (на бром серебряной основе) фотография, открытая 200 лет назад. Любая фотография, любой негатив на пленке, миллионы километров старой кинопленки, начиная с немого кино, содержат скрытые изображения». В. Самарин делает их видимыми для зрителя.

Знакомство Самарина с экспериментальным балетом Л. Якобсона инициировало его поиски адекватных фотографических средств передачи специфики новой пластики человеческого тела. Проявившийся у Самарина интерес к танцу воплотился в зрительный ряд, в котором изображение начинало деформироваться, «плыть», обретая качества иных измерений. Фотограф отказался от статичности и четкости изображения, пространственно-временной определенности и заданности, взамен этому предложил «движущийся кадр.

В 1981 году Самарин в статусе политического беженца поселился в Париже. Он активно включился в жизнь парижского андеграунда и продолжал снимать выставки, вечеринки и повседневную жизнь русских художников, писателей, артистов. Ряд парижских фотографий 80-х образуют циклы: «Большая Медведица», посвященный писательнице, певице и модели Н. Медведевой, «Театральные постановки А. Хвостенко» в русском клубе «Симпозион» и т. д. В Париже, Марселе, Антверпене, Мангейме Самарин продолжает снимать спектакли и репетиции М. Бежара, К. Карлсон, П. Бауш, Ф. Толляра, Б. Эйфмана, В. Панова и др. Свои фотографические опыты в портретном жанре Самарин называет «метапортретами». Кроме театральных постановок, выставок, акций, персонажей ленинградского и парижского андеграунда, урбанистических сюжетов и портретов, Самарин снимает и произведения изобразительного искусства: «Я снимаю картины, <…> чтобы выявить метазнаки. Это невидимые сразу сигналы инобытия. Мои фотографии с картин меньше всего похожи на репродукции. Я как бы вскрываю верхний слой...».

Фотографии Валентина Самарина экспонировались на многочисленных персональных и групповых выставках в разных странах мира и городах, в том числе и в России.