Творческий дует Ирины и Юрия Грецких привлекает своей необъяснимой гармонией. Кажется, они две разные стихии, существующие в неразрывном противостоянии темпе-раментов, точек зрения, но абсолютно согласные друг с другом, когда это касается созда-ния того или иного художественного произведения. Образы, воплотившиеся в их картинах и акварелях, исполнены символизма, который в равной степени связан с реальными впе-чатлениями и, одновременно, имеет литературно-философский оттенок. Начало творче-ской биографии Ирины и Юрия Грецких совпало с частичной легализацией "неформаль-ного" искусства. Они, как многие художники их поколения, с азартом окунулись в атмо-сферу эксперимента. Уже тогда, в 1970-е годы, в их работах беспредметных композици-ях, сценах, в которых запечатлелась театрализованная реальность проявилось явное стремление убежать от будничности. Они "убегали" и снова возвращались: искренне влюблялись в красоту северной природы, путешествовали по святым местам, как в свое время по Енисею, куда привели воспоминания детства. Из череды впечатлений складыва-лись образы. Символическая композиция "Путники"(1992) воспринимается как творче-ский автопортрет художников Ирины и Юрия Грецких. Большинство произведений соз-давались не в питерской мастерской, а в самой непосредственной близости от источника вдохновения. Валаам, Олонецкий край, деревня Имоченицы, которая стала для художни-ков вторым домом, заповедник Водлоозеро земли обетованные для Грецких. Именно там посчастливилось им приблизиться к ощущению смысла и гармонии бытия. Близость к природе,особенно северной, неминуемо рождает обостренное чувство пространства. Ири-на и Юрий Грецкие далеко не первые, кого "покорили небеса". Космос, где нет мелких противоречий, и действуют лишь законы мироздания, возможно, примирил художников с окружающим миром. В пространстве их Космоса древняя история, природа севера, в ко-торой изначально присутствует искомый художниками символизм, собственные мысли и переживания, в последние годы особенно отчетливо окрашенные религиозным чувством. В произведениях Ирины и Юрия Грецкий сюжет, в традиционном смысле слова, отсутст-вует. Их картины это живописные притчи, иногда похожие на видения, вместе с тем, прочесть их можно без каких-либо затруднений. В числе самых удавшихся работ "При-косновение"(1992) произведение во всех отношениях эпиграфическое для Ирины и Юрия Грецких где достигнуто тонкое равновесие мысли отвлеченной и естественного человеческого переживания, слияние вековой традиции с живым творческим эксперимен-том.
|
|