Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА. ОБНАЖЕННЫЕ

11 октября - 26 ноября 2007
Корпус Бенуа

11 октября в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "Зинаида Серебрякова. Обнаженные". На экспозиции около 40 произведений живописи и графики из собраний ГРМ, ГТГ, ГМЗ "Петергоф", Калужского ОХМ, галереи "Триумф" (Москва). Зинаида Серебрякова — легенда национального искусства начала XX века. Наряду с портретами и крестьянскими жанрами, известность ей принесли холсты, изображающие обнаженное человеческое тело. Она следовала традиции общеевропейского искусства, которую составили скульптура античности, живопись Тициана, Дорджоне, Рубенса и других мастеров континента, славивших гармоничную красоту и одухотворенность тела лучшего из творений Бога. В 1911 году Серебрякова написала полотно "Купальщица" (ГРМ) — первое в ряду созданных ею изображений обнаженных. Оно в равной мере принадлежало реальности и воспоминаниям о "купальщицах", "нимфах источников", "сусаннах" классической живописи и было попыткой попробовать себя в подобном жанре. В картине нашел отражение свойственный неоклассицизму интерес к гармонично сложенному человеческому телу, со времен античности символизирующему гармонию и красоту мироздания, к передаче скульптурной объемности форм на плоскости холста. Холст "Купальщица" положил начало обширному ряду работ, которые прославят художницу. Среди них два одноименных полотна — "Баня" (1912 (не окончено) и 1913, оба — ГРМ). Как и у Венецианова, красота здоровых, крепких тел здесь воспринимается как отражение внутренней чистоты и цельности душ. Гармонично сложенные фигуры в естественных и непринужденных позах полны покоя и достоинства. Картину отличают совершенство пластического решения и красота композиции. В 1915-16-м Серебрякова вместе со своим дядей А. Бенуа, а также Е. Лансере и М. Добужинским приняла участие в оформлении одного из залов Казанского вокзала в Москве. Художницей были созданы эскизы панно "Турция", "Индия", "Сиам" и "Япония" (ГРМ, ГТГ). Реализации проекта помешала революция. Летом 1916-го Серебрякова занималась другим нереализованным проектом: созданием росписи "Диана и Актеон", вероятно, для особняка М. К. Морозовой (эскизы — ГРМ и ЧОКГ, музей г. Истра, частные собрания Москвы и Петербурга. Работы Зинаиды Серебряковой, отмеченные мягкой пластичностью, целомудренные и строгие по вкусу, полные грациозной непринужденности, отражают светлый и гармоничный мир талантливой художницы.