Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

ТРИ ВЕКА РУССКОГО РИСУНКА. РИСУНОК ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

22 февраля - 21 мая 2007
Михайловский замок

"Рисунок и акварель в России. Вторая половина Х1Х века" — третья выставка проекта Государственного Русского музея "Три века русского рисунка", целью которого является показ шедевров отечественного рисунка ХУШ-ХХ веков. Для выставки выбраны лучшие образцы из богатейшего собрания ГРМ. Представлено около 130 произведений шестидесяти пяти художников. Некоторые листы экспонируются впервые. Графическое искусство П-ой половины Х1Х века отличается полнотой жанров, разнообразием направлений, высочайшей художественностью языка. На протяжении полустолетия оно интенсивно развивалось и к началу ХХ века обрело небывалую прежде самостоятельность, обособившись от живописи и в специализации коллекций, и как выставочный экспонат. Меняясь на этом длинном пути, оно сохраняло существенную особенность, присущую искусству именно этого периода — социальную значимость, было участником общественной жизни. Даже лирическое переживание природы окрашивалось не в индивидуальные тона, отличающие мир частного человека, а приоткрывало те горизонты, где человек неотделим от человечества. Таким представляется пейзаж в трактовке и А.К.Саврасова, и Ф.А.Васильева, и И.И.Левитана. Произведения художников, как и прежде, украшали стены гостиных, но в отличие от предшествующего периода теперь нормой сделалось демонстрирование станковых рисунков и акварелей на выставках среди живописных работ. А выставки становились важными событиями общественной жизни, широко освещались в печати, порождали острые дискуссии. Число их постепенно росло. В столичном Петербурге поначалу они устраивались лишь раз в году в Академии художеств и время от времени в Обществе поощрения художников. С 1871 года к ним присоединяются ежегодные экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок. А спустя десять-пятнадцать лет начинается выставочный бум, и среди множества выставок появляются сугубо графические — "Blanc et noir", свою продукцию ежегодно предлагает зрителям "Общество русских акварелистов". Рисунок лежал в основе академического обучения, создавая фундамент высокого профессионализма. Все прославленные живописцы, будь то пейзажист И. И. Шишкин, портретист И. Н. Крамской или жанрист В. Е. Маковский в равной мере были графиками. Графические произведения, представленные на выставке, воссоздают образ эпохи, одушевленной творчеством Чайковского и Мусоргского, Толстого и Достоевского, Репина и Сурикова, Шишкина и Левитана.