Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

ЛУЧО ФОНТАНА
Мастер европейского искусства

03 марта - 15 мая 2006
Мраморный дворец

Государственный Русский музей совместно с Музеем современного искусства Тренто-Роверетто представляет первую в России персональную выставку Лучо Фонтаны (1889-1968) - художника ХХ века, воплотившего в своем искусстве новое представление о пространстве, основателя движения "спациализм" (от итальянского spazio - пространство). Пространство - главный элемент, форма и содержание искусства Фонтаны. Художник понимал пространство как материю, которой нужно придать форму, соединив эстетические поиски с научным видением проблемы. Спациализм - это попытка преодолеть различие между абстрактным и изобразительным, разрушить границы между скульптурой и живописью. Фонтана никогда не называл свои работы картинами, с самого начала дав им имя "пространственные представления". Мастер преодолевает традицию станковой живописи, создает на плоскости холста ситуацию, исключающую глубину и горизонт, стремится показать непрерывность. 38 произведений, представленных на выставке, объединены четырьмя тематическими "подходами" художника к проблеме пространства. Пространство, материя, динамизм. В этот раздел вошли работы, отражающие стремление художника представить космическое пространство и показать идею движения, порождающего материю. Поверхность холста, оживающая, благодаря "дырам" и "камням", воспринимается как непосредственное присутствие материи и пространства. Картина не является отражением чего-то другого, она сама выражение космической силы. Пространство как свет. Интерес к свету связан у Фонтаны со стремлением стереть границы между живописью и скульптурой. Свет становится здесь "материей и материалом", по словам Джорджо Дзанкетти. Фонтана использует фрагменты цветного стекла, ярко-желтый цвет фона и золото, чтобы подчеркнуть значение света как составного элемента произведения. Метафизическое и "изображенное пространство". "Конец бога" и "Кукольный театр". Поиск соотношения между физическим и абстрактным приводит Фонтану к созданию цикла произведений, написанных маслом в кричащих ядовитых тонах, с разрывами, напоминающими раны с рваными краями. "Цвет фона этих полотен: несколько кричащий и невоспитанный, выражающий беспокойство современного человека. Тонкая линия - это путь человека в пространстве, его смятение и страх потеряться; разрыв - внезапный крик боли, последний жест тревоги, жить с которой больше нету сил" - так описал Фонтана свои произведения. Пространство как пространство. "Прорези" в холсте стали символом творческого пути, пройденного Фонтаной в искусстве. "Прорези", как и предшествовавшие им "дыры", - это знак, оставленный рукой художника, ритуальный акт творения. "Прорезь" знаменует решительный разрыв с абсолютностью холста. Художник писал: "Мои прорези.. это, прежде всего, философское выражение, проявление веры в бесконечность, утверждение духовного начала. Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего..." Выставка была организована совместно с Музеем современного искусства Тренто и Роверето под патронатом Фонда Лучо Фонтаны, Милан (Италия).