Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

АРХИВажный АВАНГАРД.
Из собрания Российского государственного архива литературы и искусства

11 августа - 30 сентября 2005
Корпус Бенуа

Выставка "АРХИВажный авангард" отражает практически все этапы и направления в истории русского авангарда — от первых футуристических экспериментов Д. Д. Бурлюка, К. М. Зданевича, Е. Г. Гуро, О. В. Розановой, А. Е. Крученых до "ретроспективных" обращений к творческому опыту 1910-х гг. в поздних рисунках поэта и художника В. В. Каменского. На выставке представлены произведения не только всемирно известных мастеров — В. Е. Татлина, А. А. Экстер, Л. М. Лисицкого, М. З. Шагала, М. Ф. Ларионова, но и художников менее знакомых широкой публике — К. Н. Редько, В. Н. Кулагиной, Н. И. Шифрина, М. М. Цехановского, И. М. Рабиновича, что позволяет шире и полнее представить все разнообразие творческих поисков 1910-1930-х гг. Особое место в экспозиции занимают произведения конструктивистов Л. М. Лисицкого, Г. Г. Клуциса, И. В. Клюна. Но первым в этом ряду стоит имя В. Е. Татлина. На выставке представлены его ранние живописные работы, графический портрет К. С. Малевича (1912-1913 гг.), а также модель "Памятника III Интернационалу" (Т. Шапиро, реконструкция 1960 -х гг.). Среди театрально-декорационных работ, хранящихся в РГАЛИ, есть произведения таких реформаторов сцены как А. А. Веснин, Г. Б. Якулов, А. А. Экстер. На выставке, в частности, можно увидеть эскизы костюмов Экстер к знаменитым постановкам Камерного театра "Фамира Кифаред" (1917г.) и "Ромео и Джульеттта" (1921г.) Исключительный интерес представляют также фотографии, сделанные в 1920-годы Хореологической секцией Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН). Эти уникальные кадры дают представление обо всем разнообразии тенденций, существовавших в этот период в "искусстве движения": от экспериментов и опытов хореографов-новаторов или же танца как формы "агитационной поэзии" (по определению А. Луначарского), до непритязательных танцевальных номеров мюзик-холла, рассчитанных на восприятие "низов". Экспозиция сопровождается документальным рядом — метрическими свидетельствами, письмами, автобиографиями, анкетами, факты из которых в биографиях более позднего периода умышленно изменялись или замалчивались. Выставка подготовлена Российским государственным архивом литературы и искусства (г. Москва) из собраний, хранящихся в его фондах. Большая часть работ на выставке показана впервые.