На выставке представлены произведения живописи, графики, скульптуры и народного искусства из собрания Русского музея. В состав экспозиции вошли работы художников XIX-XX века - В.Васнецова, М.Нестерова, С.Коровина, И.Репина, В.Перова, В.Якоби, И.Шишкина, А.Саврасова, Ф.Васильева, И.Левитана, К.Малевича, В.Татлина и других - объединенные одной общей темой, темой дороги.
В творчестве русских художников середины XIX-XX века популярность мотива дороги не была случайной. Огромные российский пространства, бескрайние поля, просторы вдохновляли отечественных мастеров на создание произведений, в которых мотив дороги становился стержневым в решении художественных задач. Емкость понятия "дорога" и его глубокий метафорический смысл волновали мастеров разных поколений, осмыслявших через него исторические перипетии и судьбу России.
Дорога - это тропинка, петляющая в полях, теряющаяся в лесной глуши и широкий большак, городские улицы, проспекты и водные пути. Они ведут в неведомые края, к высоким и светлым целям, и, напротив, к разочарованиям. Выбор дороги, стоящий перед рыцарем в картине В.Васнецова "Витязь на распутье" - это и проблема выбора жизненного пути, и поиска истины.
Во многих произведениях отечественных мастеров дорога ведет к храму. По ней в поисках лучшей доли бредут странники и богомольцы. Крестный ход осмысливается как знак веры.
Глубоко трагическое в своей безысходности и отчаянии решение темы дороги к кабаку и дороги на кладбище - пути к последнему пределу выражены в работах В.Перова. Социально остро и безнадежно звучит мотив движения "под конвоем" в картинах И.Репина и В.Якоби.
В метафорическом решении темы дороги в пейзажах И.Шишкина, А.Саврасова, Ф.Васильева, И.Левитана выражены мечты о счастье и гармонии, заложены основы национального понимания природы.
В произведениях художников русского авангарда и второй половины XX столетия тема дороги обретает концептуальный и философский смысл и продолжает существовать в осмыслении жизненных проблем современности, пути-дороги в будущее.
К выставке издан каталог
|
|