Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Большая картина
Большемерные произведения из фондов Русского музея

29 октября 2004 - 25 марта 2005
Корпус Бенуа

Выставка знакомит с произведениями русских мастеров и европейских художников, работавших в России, из коллекции Русского музея, которые либо никогда не покидали запасников, либо крайне редко экспонировались в залах музея в силу своих больших размеров. Многие из представленных на выставке работ долгое время хранились на специальных валах, поэтому потребовали значительной реставрационной подготовки. В состав экспозиции вошло около 30 живописных произведений художников XVIII - начала XX века. В их числе И.Бельский, Е.Мошков, В.Шебуев, А.Венецианов, Г.Бухгольц, Ф.Фонтебассо, Дж.Доу, П.Ковалевский, В.Перов, В.Верещагин, К.Маковский, Н.Каразин, а также малоизвестные живописцы Г.Горелов, Н.Лосев и другие. Такие большемерные произведения, как "Последний день Помпеи" Карла Брюллова, "Христос и грешница" Василия Поленова, "Переход Суворова через Альпы" Василия Сурикова, "Заседание Государственного Совета" Ильи Репина занимают почетные и заслуженные места в основной экспозиции музея. Однако, не всем "большим" картинам уготована такая судьба. Учитывая ограниченность экспозиционных площадей, в состав постоянной экспозиции музея входят произведения, позволяющие наиболее ярко и точно формировать представление о той или иной художественной школе, о том или ином историческом периоде. Значительная же часть коллекции музея хранится в его запасниках, а потому знакомство зрителей с ней возможно лишь на временных выставках. В числе таких работ оказались и крупноформатные произведения, создание которых связано с официальными заказами, программные произведения, картины для всемирных или всероссийских выставок. При жизни авторы этих работ, как и сами произведения, были хорошо известны, художники получали награды, а затем последовало долгое забвение. Настоящая выставка позволяет в известной мере пересмотреть значение "больших" картин в истории русского искусства, а также показать широкому кругу зрителей целый пласт художественного материала, известного лишь по упоминаниям в академических каталогах, а то и вовсе неизвестного.