Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Политический плакат в России 1910-1950-х годов
Из собрания Государственного Русского музея к 100-летию ИТАР-ТАСС

21 июня - 06 сентября 2004
Корпус Бенуа

На выставке, посвященной 100-летнему юбилею Информационного Телеграфного Агентства России (ИТАР - ТАСС), будут представлены плакаты, созданные в период самых драматических событий в истории России XX столетия и отражающие основные тенденции и направления российского искусства этой эпохи. Деятельность Российского телеграфного агентства (РОСТА), выполнявшего функцию проводника линии партии в печати, и развитие политического плаката в период первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн оказывались тесно связанными. История политического плаката в России начинается в ХХ веке. Самые ранние из представленных на выставке плакатов - вышедшие в начале первой Мировой войны в московском издательстве "Сегодняшний лубок", в котором работали молодые художники-авангардисты, использовавшие в своих сатирических листах традиции народной картинки - Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и другие. Одним из самых ярких явлений агитационного искусства революционных лет стали знаменитые плакаты "Окна сатиры РОСТА", создававшиеся художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Особую ценность плакатам Петроградского отделения "Окон РОСТА" придает уникальность каждого листа - в Петрограде плакаты изготовляли в технике гравюры на линолеуме (в Москве - трафаретным способом) и раскрашивали вручную. Художественный язык плакатов послереволюционного десятилетия отражает ситуацию в отечественном искусстве этого периода со всем многообразием течений и направлений. Классикой советского плаката стали экспрессивные, не лишенные гротеска работы Дмитрия Моора (Орлова), сатирически-жанровые плакаты Виктора Дени, работы члена объединения "Мир искусства" Сергея Чехонина. В 1920-е годы плакатом занимался Александр Самохвалов. К лучшим образцам мирового полиграфического искусства принадлежат сложно сконструированные фотомонтажи Густава Клуциса, созданные в конце 1920-1930-х годов. В 1932 году после постановления Политбюро ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных организаций" советское искусство приобретает все более регламентированный характер, формируется понятие "социалистического реализма", начинается борьба с формализмом. Плакаты, призванные нести в массы сильнейший заряд оптимизма, становятся своеобразной квинтэссенцией наглядной "агитации за счастье". В годы Великой Отечественной войны искусство плаката приобретает особую актуальность. Плакаты-призывы, сконцентрированные на решимости и воле к победе, ясны и убедительны. Большой популярностью пользовались и сатирические плакаты, представлявшие захватчиков в карикатурных, звероподобных образах. Над выпусками "Боевого карандаша" и "Окон ТАСС" работали художники осажденного Ленинграда - Иван Астапов, Владимир Гальба, Валентин Курдов, Владимир Серов, Николай Тырса и многие другие. Ряд выпусков основан на натурных зарисовках, сделанных на линии фронта и в партизанских отрядах. В политическом плакате второй половины 1940-1950-х годов господствует оптимистическая патетика, создается своеобразная галерея "идеальных героев": мужественные воины, сознательные рабочие и колхозники, трогательные дети и счастливые советские женщины. Сегодня лозунги и идейная направленность советских плакатов потеряли свою актуальность. Однако эти плакаты являются не только напоминанием о нашей истории. Творческие находки художников и созданные ими яркие, эмоциональные образы заняли достойное место в русской художественной культуре ХХ века.