Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Борис Заборов

29 апреля - 11 июня 2004
Мраморный дворец

На персональной выставке Бориса Заборова, осуществляемой в рамках программы "Музей Людвига в Русском музее", представлен наиболее полный спектр творчества художника - это живопись, станковая графика, коллаж и скульптура. Последний раз в России произведения Бориса Заборова экспонировались около десяти лет назад. Достаточно известный в СССР иллюстратор и театральный художник Борис Заборов, чьи неоднократно отмеченные премиями и дипломами графические серии и иллюстрации к произведениям классической литературы постоянно экспонировались и печатались на страницах отечественной периодики 1960 - 1970-х годов, в 1981 году уезжает в Париж, где решает начать все с чистого листа. Осуществление давней мечты заняться станковой картиной совпало с достаточно сложным процессом самоопределения художника в сложившейся к 1980-м годам ситуации в современном искусстве. Это был процесс смены взглядов, оценок и, одновременно, самоидентификации. Внимание Бориса Заборова привлекла незнакомая советскому искусству культура бытования фотографии на арт-сцене, в особенности - культура фотографии vintage, аккумулирующая некий протяженный во времени исторический опыт. Старая фотография стала сначала предметом изучения, а затем на долгие годы основой произведений художника. Старый студийный фотоснимок, с которым работает художник, становится основой живописного произведения, имитирующего визуальность старой фотографии, моменты ее бытования - утраты, царапины, следы прожитой жизни. Но Заборова, который остается живописцем в полном смысле слова, старая фотография привлекает именно как светопись, как продукт когда-то совершившегося соприкосновения лучей и пластинки. Созданная художником галерея анонимных персонажей - это дети, подростки, семейные группы, одинокие старики - люди обыденные, приземленные, некрасивые и даже с определенными аномалиями. Почти все портретируемые Заборова смотрят на зрителя в упор, и в то же время, они смотрят в глаза совсем другим, прошлым людям, что создает ощущение протекания времени и напоминает о конечности земного пребывания. Своеобразной квинтэссенцией культуры для Бориса Заборова является книга - хранительница знаний и опыта человечества, интерес к которой и само ее существование в эпоху новых технологий и медийного пространства, по мнению художника, находится под угрозой. Представленные на выставке скульптурные объекты - руинированные бронзовые книги и альбомы с истлевшими и обтрепанными корешками вопиют о своей беззащитности и нависшей над ними угрозой. Борис Заборов - художник-одиночка, сторонящийся каких-либо групповых пристрастий и интересов, не оглядывающийся на актуальные тенденции, а упорно стремящийся своим искусством реабилитировать универсальное человеческого опыта, искусством, в котором сталкиваются две основные темы - разрушительного времени и спасительного воспоминания. Получивший художественное образование в России, родившийся как живописец во Франции, впитавший в себя европейскую культуру, Заборов озабочен проблемами близкими русской культуре: помнить о прошлом, ощущать настоящее, думать о будущем.