Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Пионеры фотографии
Русская и советская фотография из швейцарских коллекций

18 марта - 12 мая 2004
Строгановский дворец

В состав экспозиции вошли работы отечественных художников-фотографов из коллекций Швейцарии. Выставка представляет интерес не только по качеству отобранного материала, но и по самому принципу отбора, демонстрирующему саму культуру собирательства. Поскольку в России понимание фотографического снимка как артефакта утвердилось значительно позднее, чем на Западе, огромный массив экспериментальной и репортажной фотографии советскими художественными музеями был пропущен. Традицию удалось переломить только несколько лет назад. Хронологически выставка открывается произведениями старейшего русского фотографа Дмитрия Ермакова, в последние годы все больше привлекающего внимание знатоков фотографии. Участник многочисленных этнографических и археологических экспедиций и военных кампаний, он делал снимки, составляющие целые серии типов - представителей различных народностей. Установка на этнографизм и экзотику видна и в представленной на выставке серии фотографий Тифлиса, родного города художника. Признанный мастер русского авангарда Лазарь Лисицкий в свое время оказался на острие революционного прорыва в понимании возможностей и назначения фотографии. Снимая без специальной прикладной задачи, Лисицкий "вживался" в материал, используя при этом смелый ракурс и оптическое "выцеливание" объекта - как, например, в данном случае - Эйфелевой башни в Париже. Совершенно новая поэтика ракурсов и диагональных построений появляется у Александра Родченко, который начал снимать гораздо позже, чем делать фотоколлажи. Поиски яркой, энергичной формы привели художника к показу не коллективного бессознательного, традиционного для второй половины 1930-х годов, а индивидуального, психологически самостоятельного. В представлении классика советского агитационного типографского искусства Густава Клуциса советский политический фотомонтаж был медией, направленной на манипуляцию сознанием зрителей. В результате работы с масштабом и пространственными связями в его коллажах появляется архаическая, египетская иерархичность в изображении фигур вождей и человеческих масс. Произведения Лисицкого, Родченко и Клуциса самым существенным образом повлияли на творчество последующего поколения художников, работы которых также представлены на выставке. Николай Денисовский, Соломон Телингатер и Николай Седельников вошли в историю отечественного искусства еще и как культурнейшие и многосторонние полиграфисты - "книжные дизайнеры", отстаивавшие права книги как единого организма. Мастера второй волны привносят в искусство фотоколлажа, ставшее в это время определенной культурой, более прозаические интонации. Крупные планы фотоизображений - типажи, документальное фото, пейзажи - обусловили и новое качество коллажей, получивших эмоциональную содержательность в каждом отдельном фрагменте.

К выставке издан каталог