Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Гавриил Иванович Скородумов (1754-1792)

18 марта - 10 мая 2004
Корпус Бенуа

Выставка посвящена творчеству Гавриила Ивановича Скородумова, одного из первых русских граверов, художника разносторонне одаренного и широко образованного. Скородумов сочетал в себе таланты гравера и живописца, миниатюриста и рисовальщика и один из первых русских художников получил европейскую известность. На выставке представлено 70 работ Гавриила Скородумова, среди которых 60 гравюр, три живописных произведения, пять рисунков и две гравировальные доски. Гавриил Скородумов родился в Петербурге в семье потомственных живописцев. В 1764 году он был принят в Академию художеств, где занимался одновременно в живописном и гравировальном классах. Крупнейшим успехом Скородумова за годы обучения в Академии художеств стало исполнение гравюр для альбома "Изъяснение краткой пропорции человека" - произведения, ставшие учебным пособием по рисунку на долгие годы. В 1772 году Скородумов закончил Академию художеств с Первой золотой медалью, в 1773 был отправлен для продолжения занятий в Лон-дон. Здесь, в мастерской знаменитого гравера Франческо Бартолоцци, он очень быстро овладел неизвестными в России техниками гравирования пунктиром и карандашной манерой. Очень быстро молодой художник выработал собственную творческую манеру и стиль цветной гравюры пунктиром. С 1775 года Скородумов начал получать заказы от лондонских издателей и торговцев гравюрами. В течение ряда лет он воспроизводил в гравюре картины Анжелики Кауфман - модной художницы, создававшей композиции по античным мотивам. Именно в этих листах, пользовавшихся большой популярностью в Англии, Скородумов и создал свой стиль цветной гравюры. Но художник работал и по собственным оригиналам, как, например, выполненные им портреты Е. Дашковой и С. Румянцева - подлинные шедевры портретной гравюры XVIII века. В 1782 году Гавриил Скородумов по личному приглашению императрицы Екатерины II вернулся на родину. Значительными произведениями, созданными в Санкт-Петербурге, стали портрет Екатерины II с живописного оригинала Ф.Рокотова, профильный портрет Екатерины II с оригинала Ф.Де Мейса и "Иоанн Креститель с агнцем" с оригинала Б.Мурильо. В 1791-1792 годах Скородумов начал работу над серией видов Петербурга, предпринятую по собственному замыслу и исполненную художником по собственным рисункам. В этой серии, где вся парадная часть города отодвинута на второй план, а главную роль играет берег Васильевского острова, Скородумов проявил большую смелость и оригинальность замысла и композиции. Обилие жанровых сценок, вынесенных на первый план, характерных бытовых зарисовок, знание мелких подробностей и особенностей повседневного петербургского быта говорят о живом неподдельном интересе мастера к жизни города. В дальнейшем эти гравюры оказали огромное влияние на формирование традиции изображения Санкт-Петербурга. Ранняя смерть прервала творческий путь художника и работа осталась незавершенной. Кроме своего основного занятия - гравюры, Скородумов много внимания уделял акварели, занимался живописью и миниатюрой. Из живописного наследия Скородумова до наших дней сохранились два портрета - великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны.