Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Николай Сажин

17 марта - 18 апреля 2004
Мраморный дворец

Выставка знакомит с творчеством художника Николая Алексеевича Сажина, ставшего одной из ярких фигур петербургского авангарда. В состав экспозиции вошли произведения на темы, разрабатываемые художником с начала 1990-х годов, но появившиеся в творческом диапазоне еще в 1970-е годы. Направление в искусстве, в котором работает Николай Сажин, можно обозначить как неодекаданс рубежа XX - XXI веков, отличающийся колдованием-волхованием на вечные темы и стирающий границы всех жанров и норм. В контекст художественной жизни Ленинграда-Петербурга Николай Сажин вошел работами фольклорно-языческого плана, самобытными и крепкими по исполнению. В 1970 - 1980-е годы художник занимался иллюстрацией книг, создавал самостоятельные композиции в живописи и графике. Отдавая предпочтение сложной фактуре, густому и темному колориту в живописи, в графике он, наоборот, мог быть более кратким и сокровенным. Но сюжеты и образы Николай Сажин всегда выбирал нетривиальные, нередко прибегая к пластическим парадоксам. Одной из особенностей творческого склада Николая Сажина является живой и острый юмор, корни которого, без всякого сомнения, уходят в так называемую народную смеховую культуру. Но художник-интеллектуал, свободно ориентирующийся в многообразии мировой культуры, ставит природный юмор на службу своему искусству, видоизменяя его по правилам постмодернистской игры. Сажин изобретает матричные персонажи, как, например, богатые культурологическими ассоциациями формы южных тыкв, работает над циклами "Автоанатомия" и "Йорики", наблюдает за южно-американскими шпорцевыми лягушками, которые затем начинают жить в его произведениях. Большое значение в творчестве Николая Сажина сыграло знакомство в студенческие годы с Евдокией Глебовой, сестрой Павла Филонова, которая долгое время до передачи в Русский музей свято и преданно хранила работы своего гениального брата. Искусство Николая Сажина отчасти отталкивается от художественной философии Филонова. Всю жизнь художник думал о вечных материях, неизбывных вещах, о том, что его поджидает, к чему надо готовиться или не надо. Страсть к искусству зачарованного творчеством человека, одержимость исследовательским процессом, а в конечном итоге красотой единичного цветового пятна - это сложный и неповторимый мир художника, решающего и задачи человеческого, слишком человеческого, и древнейшие космогонические вопросы, припоминая, догадываясь, делая заключения, а по большому счету движимого идеей целостности. К выставке издан каталог