Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Борис Кустодиев
Живопись, графика, скульптура из музеев, библиотек и частных собраний. К 125-летию со дня рождения.

28 декабря 2003 - 10 мая 2004
Корпус Бенуа

На выставке, посвященной 125-летию со дня рождения Бориса Кустодиева, представлено около 350 избранных произведений из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, художественных и краеведческих музеев Минска, Краснодара, Вологды, Иванова, Всероссийского музея А.С.Пушкина, Литературного музея ИРЛИ РАН, музеев Академического Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова и Академического драматического театра им. А.С.Пушкина, Российской национальной библиотеки и частных коллекций. Охватывая все виды и жанры изобразительного искусства, в которых проявил себя художник, экспозиция выставки наглядно демонстрирует созданную Кустодиевым индивидуальную художественно-образную систему, а также отражает общие тенденции эволюции отечественного искусства первой четверти ХХ века. Часть представленных на выставке произведений будет показана широкой публике впервые, многие из вещей не выставлялись в течение четверти века. С именем Бориса Михайловича Кустодиева, известного отечественного художника начала ХХ столетия, члена объединения "Мир искусства", ассоциируется солнечный, пестрый и многоголосый мир русской провинции, каким он предстал во множестве картин, рисунков и гравюр этого мастера. Индивидуальная стилистика Кустодиева сложилась под влиянием народных картинок-"лубков", провинциальных расписных вывесок и подносов, эстетическую ценность которых он понял одним из первых среди своих современников. Лучшие его картины сразу стали классикой отечественного искусства и элементом национальной памяти русских людей. Уроженец богатого и старинного купеческого города Астрахань в устье Волги, где сходились торговые пути из Европы и Азии, много путешествовавший по России, Кустодиев прекрасно знал жизнь больших и малых городов, в обилии разбросанных по берегам Волги и по пространству Среднерусской равнины. В его веселых, лишенных опечаливающего начала работах, пронизанных любовью и иронией, русская провинция показана как самодостаточный мир с оригинальным укладом жизни, со своей особой эстетикой. Здесь бережно блюдутся старые традиции, а в облике городов, в одежде людей и рисунке их поведения прихотливо сочетается старое и новое. Любимыми мотивами мастера были шумные ярмарки, масленичные гуляния с мчащимися тройками и толпами нарядных зрителей у площадных театров-балаганов, летние праздники со степенно прогуливающимися купеческими семьями, типы русских красавиц - румяных, пышнотелых, вальяжных. Видный портретист своего времени Кустодиев в живописи, графике и скульптуре создал череду изображений детей, женщин и мужчин всех сословий русского общества. Автопортрет художника с 1913 года украшает галерею автопортретов музея Уффици во Флоренции. Кроме станковой живописи, графики и скульптуры художник интересно проявил себя также в монументальной живописи, в сфере книжной графики как иллюстратор произведений Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина и Н.С.Лескова, много работал для театров Москвы и Петербурга, прославившись постановками пьес М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Островского и Е.И.Замятина. Последнее десятилетие жизни и творчества мастера, отмеченное рождением множества жизнерадостных, полнокровных образов, было трагическим для их автора - болезнь привела к параличу нижней половины его тела. Но и оставаясь прикованным к инвалидному креслу-коляске Кустодиев продолжал интенсивно работать до последнего дня жизни. Именно в это время он создает холсты "Купчиха за чаем", "Русская Венера", "Ф.И.Шаляпин в незнакомом городе" и ряд значительных портретов, иллюстрирует книги и оформляет спектакли, обращается к новым для себя сферам гравюры и плаката.

К выставке издан каталог.