Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Хармсиздат представляет:
Русский DADA, Обэриу box, Литконструктивизм, Ленинградский литературный андеграунд

25 декабря 2003 - 01 февраля 2004
Корпус Бенуа

На выставке будет представлено 30 книг в рамках единственного в России издательского проекта Михаила Карасика, участники которого работают в жанре так называемой "книги художника". В подготовке этого большого русского графического проекта приняли участие три поэта, три искусствоведа и семнадцать художников, среди которых Петр Швецов, Юлия Зарецкая, Виктор Ремишевский, Валентин Герасименко, Юрий Штапаков, Андрей Чежин, Игорь Лебедев. Каждая книга, представленная на выставке, напечатана авторским способом печати. Выставка является одновременно и презентацией, так как сами участники не видели всего проекта в целом. Четыре комплекта книг, созданных по четырем литературным направлениям, разложены по коробкам, похожим на огромные спичечные коробки с этикетками - названиями направлений. Первый комплект "ОБЭРИУ box" был готов год назад и за это время уже успел попасть в различные музеи и библиотеки. Название проекта "Хармсиздат" было выбрано вполне осознанно. Литературное творчество Даниила Хармса в ленинградской культуре конца 1980-х - начала 1990-х годов обладало поистине магической притягательностью, а сам Хармс для Ленинграда-Петербурга - фигура мифологическая, тайный вдохновитель художников и поэтов. Хармс, как явление, стал точкой отсчета многих художественных начинаний, экстравагантных жестов и поступков, по крайней мере, последних пятнадцати - двадцати лет, заслонив во многом другое "культовое" понятие - ОБЭРИУ. "Хармсиздат" возник в конца 1980-х годов, когда в искусстве стали появляться первые издания Даниила Хармса, к тому времени известного исключительно по "самиздату" и по детским книжкам; когда русский авангард стремительно завоевывал культурное пространство, а современное искусство утверждало себя как принципиально новый феномен, предполагавший совершенно другие жанры и формы. Начало 1990-х - это появление и расцвет "книги художника", не исчерпавшей свой ресурс за все десятилетие своего существования, несмотря на фантастическую порой изобретательность и экспериментаторство художников, расширивших границы этого жанра. Эстетическая программа изданий "Хармсиздата", нацеленная на воскрешение опыта художников и поэтов русского авангарда, художественных объединений 1920-х и, по-своему претворяет достижения западной "книги художника". За последнее десятилетие сложились два основных направления в "книге художника": книга-объект, обыгрывающая книгу как метафору книги и предназначенная, как правило, для экспозиционного пространства, и бумажная книга, выполненная в оригинальной графической технике. Первую собирают в основном музеи современного искусства, вторую - библиотеки. "Хармсиздат" - это претворение в жизнь второго направления, но в рамках всего проекта оно развивается параллельно с учетом открытий и достижений, сделанных в области книги как объекта. Начавшись как индивидуальный художественный проект Михаила Карасика, "Хармсиздат" в настоящее время объединяет разных авторов, специально создающих свои книги для этого издательства. Под маркой "Хармсиздата" вышли не только авторские книги Михаила Карасика, сделанные в его излюбленной технике литографии, но и сборники и каталоги выставок, посвященных книге художника или организованных в рамках Хармс-фестивалей. С "Хармсиздатом" сотрудничали в разные годы Жан-Филипп Жакар, Валерий Сажин, Михаил Золотоносов, Владимир Эрль, Екатерина Бобринская, Юлия Демиденко. Были изданы "Советский эрос 1920-1930 годов", "Авангардное поведение", "Дембельский альбом - Русский Art Brut" и др.