Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Дар Марата Гельмана

26 ноября 2003 - 19 января 2004
Мраморный дворец

На выставке представлено 25 из 59 произведений, подаренных Русскому музею известным галеристом и активным участником масс-медийного процесса Маратом Гельманом. Настоящая экспозиция составлена из работ, в разные годы входивших в состав разнообразных художественных проектов галереи Гельмана: "Южнорусская волна", "Ностальгия", "Бедное искусство", "За гранью" и другие. Искусство юга бывшего СССР - "Южнорусская волна" - ставшее настоящим открытием Гельмана для широкого круга зрителей, представлено на выставке работами художников Александра Ройтбурда ("Классики и современники",1993), Олега Голосия ("Выход к морю", 1988) и Юрия Хоровского ("Берег сомнамбул",1989). К постмодернизму южан примыкает и живописное полотно Валерия Кошлякова ("Мраморная долина",1999) - типичный пример творчества художника, основанного на создании руинированных форм архитектурных сооружений. Взаимозаменяемость визуальных образов и текста иллюстрирует созданное методами традиционной живописи концептуальное полотно Дмитрия Гутова "Король Лир" (1995), а одно из лучших произведений Гора Чахала из цикла "Любовь" (1997) служит ярким примером работы художника с компьютером и возможности использования новейших технологий в изобразительном искусстве. "Бедное искусство" представлено на выставке работами Сергея Волкова и Андрея Басанца. Первый создает свои объекты из пыли, бросая вызов искусству, которое пишется с большой буквы, второй работает с отходами идеологического производства ("Литературное наследие"), закрывая, таким образом, тематику "соц-арта". Сами же легендарные изобретатели этого движения, получившего широкое международное признание, Виталий Комар и Александр Меламид представлены фотопроектом "Наша Москва глазами Микки". Авторы, опровергая миф о художнике как одиноком гении, работают не только в паре, но и вовлекают в этот процесс дополнительных персонажей. В данном случае шимпанзе Микки, с удовольствием щелкающий затвором фотоаппарата на Красной площади, становится полноправным соавтором художников. Один из самых радикальных российских художников Олег Кулик борется с антропоцентризмом иными, внеироничными методами: создает Партию Животных или превращает себя в человека-собаку. В проекте "Семья будущего", созданном в с оавторстве с Л.Бредихиной, он просто сосуществует с собакой в едином пространстве, разделяя с ней совместный прием пищи и совместный досуг.Художник стремится выйти за грань человеческой социальности, пытается обнаружить или спровоцировать социальность в живой природе. К социальной проблематике обращены ироничные постановочные фотографии Арсена Савадова ("Донбасс-шоколад") и одного из самых известных отечественных фотомастеров Бориса Михайлова (из цикла "Если бы я был немцем:"). Постановочной фотографией представлено и творчество Татьяны Антошиной. В цикле "Музей женщины" художница берет за основу классические произведения мирового искусства ("Олимпию" Э. Мане или "Девочку на шаре" П.Пикассо) и заменяет женские персонажи на мужские, сообщая русскому феминизму некоторую долю иронии. Иронией проникнута еще одна работа - проект новых русских денег, созданный Еленой Китаевой в соавторстве с Леонидом Парфеновым. Бесконечность конвертации не обеспечена местной экономикой, и в качестве "золотого запаса", как это часто бывает в России, вынуждены выступать Великая Культура и Духовное наследие. Изображения Казимира Малевича и Ильи Репина на двух казначейских билетах достоинством в три рубля, выполненных в современном "европейском" дизайне, лишний раз доказывают, что Деньги в России - это Имя того, кто на них нарисован.