Масштабная экспозиция, развернутая в залах корпуса Бенуа, демонстрирует произведения русских художников, находившихся во французской эмиграции. Помимо 114 живописных, 20 скульптурных и 62 графических работ, на выставке представлен большой фотографический и кинематографический материал. Данный проект реконструирует феномен русского художественного присутствия в Париже, ставшего отечеством для многих замечательных русских художников.
Первое знакомство французов с русским изобразительным искусством произошло в 1890 году, на Всемирной выставке в Париже, а уже в 1909 - 1929 годы вместе с "Русскими сезонами" С.Дягилева началось настоящее увлечение "русским стилем". Мировая война 1914 года на некоторое время прервала отношения Франции с русским искусством, но после революции 1917 года из России во Францию, Германию, Италию, Америку двинулись волны русских художников. Парижская группа оказалась самой значительной и стала частю знаменитой парижской школы. Среди них были именитые художники, жившие прошлыми своими успехами, а были и такие, чье творчество в полной мере развернулось только на Западе.
Если с 1909 до 1920 года русское присутствие в Париже было сильным, но распыленным, то после 1921 года массовый приток эмигрантов способствует развитию оригинального творчества, позволяющего говорить о "русском авангарде в Париже". И то, что внесли русские художники (манеры, стили, направления) во французскую культурную жизнь, в какой-то мере отразило характер художественных процессов не только в среде эмигрантов, но и во всем французском искусстве того времени. Как русские художники влияли на Париж, так и Париж влиял на них.
На выставке представлено 30 произведений из фондов Русского музея, 42 - Центра Жоржа Помпиду, 22 - Музея современного искусства города Парижа, остальные работы - из частных собраний и музеев Франции, Германии, Швейцарии и США.
К выставке издан каталог.
|
|