Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Гриша Брускин. 'Всюду жизнь'. Фарфоровый проект.

06 декабря 2001 - 04 февраля 2002
Мраморный дворец

Художник и скульптор Гриша (Григорий Давидович) Брускин - один из немногих российских художников, получивших признание за рубежом. В 1957 году он поступил в московскую художественную школу, шесть лет спустя - на факультет прикладного искусства Московского текстильного института. Работая в русле московского концептуализма, являвшегося частью советского андеграунда, Г.Брускин до конца 1980-х годов не был известен широкой публике, а его выставки 1983-84 годов неоднократно запрещались властями. Известность за пределами страны пришла к Г.Брускину в 1988 году: художник принял участие в первом в СССР аукционе "Сотби", где его работа 'Фундаментальный лексикон' была продана за рекордную для современного русского искусства цену. Аукцион "Кристи" 2000 года подтвердил статус Г.Брускина высокой оценкой картины "Логии. Часть I". В настоящее время художник живет в США. Фарфоровый проект 'Всюду жизнь' подводит итог нескольким темам в творчестве Г.Брускина. Идея использования фарфора пришла во время работы над группой из 15 скульптур "Рождение героя" (середина 1980-х). Сделав отливки в бронзе и желая провести параллель с советской парковой скульптурой, Г.Брускин покрасил работы белой эмалью, что сделало их похожими на фарфоровые. Позже, вписанные в круг изображения в картине "Азбука" наводят Г.Брускина на мысль создания комплекта тарелок "для 34 едоков духовной пищи". Сервиз, названный "Азбучные истины", состоит из 34 предметов - по количеству букв русского алфавита плюс эпиграф. В целом фарфоровый проект включает три серии блюд (пять блюд "Алефбет" с мистическим сюжетом, "сновидческая" серия "На краю", цикл из 9 предметов "Фундаментальный лексикон" и отдельное блюдо "Фрагмент", расписанное текстом М.Бубера), две серии тарелок (уже упоминавшиеся "Азбучные истины" и состоящая из двух частей - цветной и черно-белой - "детская сюита" "Букварь"), а также цикл из 25 фарфоровых фигур. Скульптуры достигают размера 20-22 см., каждая представляет собой архетип советского мифа: пионер, рабочий, врач...