Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Русская скульптура в дереве. XX век

07 июня - 07 августа 2001
Корпус Бенуа

Выставка демонстрирует эволюцию отечественной деревянной пластики на протяжении ХХ века. В состав экспозиции вошло около 100 произведений из собрания музея. Дерево - материал, наиболее отвечающий русской ментальности и неслучайно ставший одним из основных для отечественных скульпторов. В начале XX столетия произошло возрождение русской деревянной скульптуры, связанное с именами С.Коненкова и А.Голубкиной. Из дерева созданы программные портреты А.Матвеева. Анализом естественных природных форм, экспериментируя с корягами и кусками дерева, занимался в 1910-е годы М.Матюшин. После революции дерево использовалось в качестве "вечного" материала при осуществлении плана монументальной пропаганды, с ним предпочитали работать скульпторы русского авангарда. В 1920-1930-е годы дерево становится самым популярным материалом. На выставке представлен "Женский торс" В.Мухиной. Единственное обращение к дереву В.Лишева привело к созданию великолепного "Портрета монгола". Развитие ленинградской скульптуры на протяжении более чем полувека проходило под влиянием мощной творческой личности А.Матвеева и его школы. Второе открытие дерева как материала произошло в шестидесятые годы. В Ленинграде оно было менее акцентировано, но новое поколение матвеевцев А.Игнатьева, М.Вайнмана, М.Харламовой, Н.Могилевского вновь обратилось к дереву. В московской пластике возрождение дерева проходит более интенсивно и экспрессивно. Экспериментами в области формы, одновременно опираясь на традиции древнерусского искусства, занимаются Д.Шаховской и А.Красулин. Т.Соколова строит форму мощными выразительными массами, обрисовывая ее острыми твердыми гранями и подчеркивая природную структуру материала. Одним из первых московских художников, вернувших скульптуре цвет и обратившимся к технике левкашения, является А.Пологова. В настоящее время с деревом продолжают работать многие современные скульпторы. Оно стало одним из основных материалов для скульпторов "Озерковской" группы Д.Каминкера, А.Позина, Л.Колибабы, В.Данилова.