Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Роберт Хойссер. Фотографии 1940-2000

18 мая - 24 июня 2001
Мраморный дворец

Имя Роберта Хойссера - знаковое в истории художественной фотографии. Его работы появляются в экспозициях музеев и галерей с 1950-х годов - почти за десятилетие до того, как фотография была признана особым искусством, а фотоаппарат - художественным средством. Мировое признание Р.Хойссера можно проследить по многочисленным наградам, сопровождавшим его творческий путь; в их числе золотая медаль Третьей Международной Венецианской Биеннале (1961), государственный Орден почетного креста первой степени за художественные заслуги (1985), наиболее престижная мировая премия в этой сфере - "Международная фотографическая премия" - шведского Фонда Хассельблад (1995). Роберт Хойссер родился в 1924 году в г.Штутгарт (Германия). Он один из немногих "ранних" фотографов, получивших профессиональное образование в этой области. В 1950-е годы Р.Хойссер снимает для презентационных буклетов, увлекся архитектурной фотографией, затем, на непродолжительное время его внимание привлекает поп-арт, стиль которого он трансформирует в собственных фотоработах, а в 1972 году пробует себя в качестве художника Национального театра г. Мангейма и фестиваля в г. Люцерне. За последние сорок лет свыше 60 персональных экспозиций художника демонстрировались в музеях и частных галереях Германии и других стран. Выставка в Мраморном дворце - второй показ фотографий Р.Хойссера в России после более чем пятнадцатилетнего перерыва - представит зрителям три серии произведений, от самых ранних до работ прошлого года. Цикл "Светлые образы" возник в 1953-54 годах. Название непосредственно связано с изменениями в жизни художника, произошедшими после переезда в Западную Германию. Большинство работ этого периода - зимние пейзажи, построенные на противопоставлениях светлых тонов с бледными оттенками серого. Работа над следующим циклом "Ландшафт и вещи" началась в середине 1950-х годов. Это время появления новых технологий, прежде всего контрастной фотографики. В "Ландшафте и вещах" Р.Хойссер разрабатывает возможности перспективы: топографические поверхности переводятся на уровень знаков и символов благодаря необычному углу зрения. В последнем из представленных циклов, "Магия и власть", Р.Хойссер обращается к теме жизни и смерти, выстраивая контрасты между этими понятиями наравне с привычным для него противопоставлением черно-белого. На выставке представлено 130 работ из серий "Светлые образы", "Ландшафт и вещи", "Магия и власть".