Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Возвращенное имя. Павел Голубятников

25 мая - 29 июня 2000
Мраморный дворец

Павел Голубятников(1891-1942) - в 1920-е годы играл заметную роль в культурной жизни Ленинграда, Киева и Харькова, был участником многих известных художественных объединений, другом и любимым учеником К.Петрова-Водкина. Судьбу П.Голубятникова предопределило знакомство его в 1912 году с картиной К.Петрова-Водкина "Купание красного коня", поразившей воображение молодого художника. Встреча П.Голубятникова с замечательным живописцем явила полное совпадение их мировоззрений и родство душ. Планетарная концепция К.Петрова-Водкина, ориентации его школы на традиции древнерусской живописи, монументализм были именно тем, что искал П.Голубятников в искусстве. В 1918 году П.Голубятников стал студеном ВХУТЕМАСа по мастерской К.Петрова-Водкина. В середине 1920-х годов П.Голубятников переехал в Киев. В целом, киевский период жизни был весьма успешным для П.Голубятникова. Он преподавал в Киевском художественном институте, где в те годы работали В.Татлин и К.Малевич. Во второй половине 1920-х годов П.Голубятников получил приглашения на две престижные выставки - в Нью-Йорк и Венецию, на Международное биеннале. В 1926 году он, по предложению Д.Бурлюка, участвовал в выставке "Интимного искусства" в Нью-Йорке. Там его произведения были приобретены знаменитой Катрин Драйер, одной из основательниц нью-йоркского Музея современного искусства, и, не менее известным в среде художников русского авангарда, коллекционером Кристианом Бринтоном. Взлет активности во второй половине 1920-х годов сменился для П.Голубятникова забвением и прекращением участия в выставках во второй половине 1930-х. Это время совпало с переездом художника в Ленинград, куда он был приглашен К.Петровым-Водкиным для преподавания в его мастерской в Академии художеств. В те годы Павлом Константиновичем были написаны многочисленные портреты родных. Несоответствие П.Голубятникова сложившимся к тому времени официальным установкам в сфере искусств вылилось в обвинение его в формализме и последующее увольнение из Академии художеств. Художник искал выход из нараставшего творческого напряжения. Им стал начатая совместно с В.Татлиным разработка Лаборатории новых вещей быта и методических программ по истории и теории искусства, но главное - работа над фундаментальным исследованием "Атлас цвета", три тома которого должны были включать в себя около 120 000 таблиц шкал цвета. С годами в творчестве П.Голубятникова все сильнее проявлялись религиозные мотивы. Персонажем его последней картины стал божественный посланник архангел Салафиил, с которым художник связывал идею очищения и спасения души... П.Голубятников умер от дистрофии в блокадном Ленинграде в 1942 году. Жена художника, эвакуировавшись с детьми на Урал, взяла с собой все, что было связано с именем мужа. Боясь растревожить боль воспоминаний, она более 30 лет не раскрывала холсты, свернутые в рулон еще в блокадном городе. Лишь в 1975 году сотрудники Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств начали работы по спасению наследия П.олубятникова. Более двадцати лет собирались и реставрировались произведения художника, проводились научные исследования, связанные с его жизнью и творчеством. Сегодня Нижнетагильский музей искусств является единственным обладателем коллекции, включающей почти все сохранившиеся до наших дней произведений живописи и графики П.Голубятникова. В состав экспозиции в Мраморном дворце входило 28 живописных и около 20 графических произведений П.Голубятникова из собрания Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств.