Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Россия глазами иностранных граверов XVII - первой половины XVIII века

27 апреля - 01 ноября 2000
Мраморный дворец

Выставка была подготовлена в рамках постоянной экспозиции "Иностранные художники в России" и представляла печатную графику художников-иностранцев, работавших в России или по заказу русских правителей. Западно-европейская гравюра на металле была известна на Руси еще с XVI столетия, а в XVII веке ее уже завозили в Москву для продажи наряду с другими товарами. В конце XVII века гравюры специально заказывали за границей. Так в 1685 году в Париже в мастерской Лармессена был исполнен парадный портрет царей Иоанна и Петра Алексеевичей с оригинала привезенного во Францию русским посольством. На рубеже XVII-XVIII столетий голландскому граверу П.Шенку был заказан ряд портретов русских государственных деятелей: Лефорта, Головина, Крюйса. Им же был награвирован один из лучших портретов Петра I. Активное развитие искусства гравюры на металле, особенно офорта, в России относится к началу XVIII века и связано с именем Петра I. Он уделял большое внимание гравюре как средству пропаганды успехов и военных побед России. Петр I сам занимался гравированием под руководством А.Шхонебека и делал заказы на изготовление гравюр в лучших европейских мастерских. В 1740-1750-е годы в Москве сложился стиль русской народной картинки на меди. Он возник в слиянии традиций Оружейной Палаты, Московского Печатного двора и отголосков голландской школы офортной гравюры. В Петербурге же в это время главную роль играла Гравировальная палата Академии Наук. В ней на протяжении всего XVIII века совместно с русскими граверами работало значительное число иностранных мастеров. Заметное влияние на становление русской гравюры оказала деятельность голландца О.Эллингера, которым была создана вторая после А.Зубова панорама невских берегов. В XVIII веке главную роль в развитие гравюры играла Гравировальная палата Академии наук, где трудилось значительное число иностранных мастеров. В экспозиции были представлены произведения преимущественно французских, голландских и немецких мастеров, среди которых П.Шенк, А.Шхонебек, П.Пикарт, Я.Хубракен, Э.Эллингер, А.-Х.Вортман.