Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Памяти художников...
Никита Чарушин (1934-2000), Людмила Сергеева (1934-2000)

05 апреля - 24 апреля 2000
Мраморный дворец

Эта выставка - дань памяти замечательным петербургским художникам Никите Евгеньевичу Чарушину и Людмиле Афанасьевне Сергеевой, ушедшим из жизни в первые месяцы 2000 года. На выставке было представлено 20 рисунков и акварелей Е.Чарушина и около 30 произведений Л.Сергеевой - акварели, литографии, офорты из собрания Русского музея. Все творчество Никиты Чарушина было теснейшим образом связано с иллюстрацией анималистической детской книги. Кроме отца, известного писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, большое влияние на его творчество оказали великолепные художники, придерживавшиеся традиций петербургской школы, - Ю.Васнецов, В.Лебедев, Н.Тырса, В.Конашевич, В.Курдов и другие. С детских лет Никита Чарушин ходил в Зоопарк делать наброски. Из многочисленных "скорострельных" набросков, дополненных памятью и воображением, за многолетний творческий путь Н.Чарушина сложилась целая портретная галерея животных, в которой у каждого персонажа - своя судьба, свой характер. Людмила Сергеева никогда не прорывалась в чистую абстракцию. Тем не менее, в творчестве художницы стихийно-экспрессивная составляющая явно оттесняла логически-конструктивную. Некоторые работы Л.Сергеевой строги и "классичны". В других, всецело доверяя интуиции, мастер сознательно идет против заданного, системно предначертанного. Так, изысканный лист "Мастерская Дедала" (1978) являет пространство, "забывшее" о законах перспективы. В полной мере творческое кредо Л.Сергеевой было предъявлено зрителям в акварелях 1970-1980-х годов. В них - не цвето-тональное восприятие предметов, беглый "набросок", едва успевающий фиксировать смену чувств по поводу той или иной ситуации. Подчас в своих литографиях Л.Сергеева идет путем "омузыкаливания" живописи. Используя некоторые изобразительные цитаты и ассоциации, художница адресует зрителя к определенной культурной. Поистине трагичны фантасмагоричные листы, посвященные ленинградской блокаде.