Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Владимир Шинкарев. Всемирная литература

24 декабря 1999 - 31 января 2000
Мраморный дворец

Владимир Шинкарев родился в Ленинграде в 1954 году. Закончил ЛГУ им.А.А.Жданова, курсы при ЛВХПУ им.В.И.Мухиной и Институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина. Является одним из основателей группы "Митьки" и издательства "Митькилибрис". В 1970-1990-х годах работы Шинкарева экспонировались на многочисленных персональных и групповых выставках, проходивших в Санкт-Петербурге, Москве, Рио-де-Жанейро, Вене, Париже, Антверпене, Кельне, Лос-Анжелесе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. В 1997-99 годах В.Шинкарев работал над шестнадцатью картинами о разных знаменитых и малоизвестных книгах. Название этому проекту он дал "Всемирная литература". Среди избранных им книг - "Илиада" Гомера, "Божественная комедия" Данте, "Страдания юного Вертера" Гете, "Евгений Онегин" Пушкина, "Превращение" Кафки, "Конармия" Бабеля, песня "Елочка". "Всемирная литература" Шинкарева, на первый взгляд, относится к типу поп-артовских или постмодернистских картин-объектов, коллажей из всевозможных цитат. Тем более что цитаты в картинах "Всемирной литературы" вполне знаковые. "Скачет красная конница" Малевича в качестве иллюстрации к "Конармии" Бабеля легко могла бы выглядеть соцартовской критикой, а хрестоматийная композиция Шинкарева "Один танцует" как эпизод истории Грегора Замзы, рассказанной Кафкой, позволяет начать психоаналитические спекуляции, к ним же увлекает и повторение комнаты из "Один танцует" в картине "Персеваль": там, в этой комнате одиноко стоит чаша Грааля. Но такой ход мысли представляется ложным, если серьезно отнестись к авторскому предуведомлению о том, что цель данной серии картин - "ознакомить людей с пластическим способом мышления", а вовсе не напомнить краткое содержание настольных книг, потому что теперь никто ничего толком не читает. Сильное воздействие этих картин связано с их композиционным построением, которое в комикса х как раз совершенно нейтрально и напоминает простую служебную раскадровку. Здесь же, наоборот внутри каждой композиции ощущается мучительное усилие движения сюжета, сцепления эпизодов, которые включены в неравные и как бы наезжающие друг на друга прямоугольные блоки. Перед нашими глазами предстают не рассказы в картинках, но области немоты, паузы в литературном повествовании, которые мы бессловесно заполняем своим чувством и дальше из этих пауз воссоздаем эмоциональную атмосферу произведения. Все эти картины намеренно молчаливы потому, что они полны плотностью живописной формы. Выставка была организована в рамках "Музея Людвига в Русском музее".